Более 40 лет жители планеты читают произведение "Блокадная книга"



Обложка книги издания 2013 года
Обложка книги издания 2013 годаПисатель Даниил Гранин на одной из встреч с читателями в Санкт-ПетербургеПисатель Даниил Гранин на одной из встреч с читателями в Санкт-ПетербургеВ книге воспроизведена верстка "Нового мира" 1977 года с журнальным вариантом "Блокадной книги" с цензорской…В книге воспроизведена верстка "Нового мира" 1977 года с журнальным вариантом "Блокадной книги" с цензорской правкойОбложка книги издания 2013 годаОбложка книги издания 2013 года
"Блокадная книга" рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о страданиях и о мужестве, о любви и о ненависти, о смерти и бессмертии. Основанная на интервью с очевидцами, документах, письмах, она остается самым подлинным, ярким свидетельством блокадных лет, книгой, которую должен прочесть каждый. В современном издании, помимо основного текста "Блокадной книги", вошли также материалы, рассказывающие об истории ее создания, и многочисленные архивные фотографии блокадных лет.
"Ленинград выстоял, потому что был городом интеллигенции, дух интеллигентности, духовности в жизни города - это было той пищей, которая заменяла физическую, - писал автор книги Даниил Гранин. - Блокада показала, что может человек, какие запредельные ресурсы духа имеют люди. Выживали те, кто не ложился, а работал, заботился о других". Гранин напомнил, что они вместе с Адамовичем опросили 200 блокадников, потом 1,5 года составляли, выстраивали книгу. Впервые главы из "Блокадной книги" были напечатаны в 1977 году в Москве в "Новом мире", при этом текст подвергся жестокой цензуре. Гранин вспоминал, что исказилось то, где сами блокадники говорили о количестве жертв. Впервые в издании "Блокадной книги" 2013 года приведены фотографии искалеченной цензурой верстки "Нового мира" с пометками "идеологов": "Усилить публицистику, Ленинград был не брошенный город". Нещадно был вымаран абзац про хищников и мародеров, управхозов, которые наживались, обирая квартиры умерших. К новому изданию Даниил Гранин опубликовал полностью предисловие про историю создания книги, напомнив, как ее, уже написанную, и впоследствии изданную в Москве, лишь в 1984 году издали в Ленинграде. Потому что при первом секретаре Ленинградского обкома партии Григории Романове издание "Блокадной книги" в городе, перенесшем блокаду, было практически запрещено.
Сегодня издатели напоминают, что еще в марте 1942 года Ольга Берггольц писала, будучи короткое время в Москве: "Запрещено слово "дистрофия"...о Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как об ежовской тюрьме. Для слова правдивого о Ленинграде - еще, видимо, не пришло время. Придет ли оно вообще?" Появились и новая главы в издании XXI века - она посвящена чудовищным ужасам массового голода и фактам каннибализма. Авторы еще при создании книги сомневались, стоит ли перешагивать через запредельное понимание и публиковать это, но решились писать, понимая, что такие явления сопровождают любой массовый голод.
Подробности публикации ЗДЕСЬ.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM