ПОИСК ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ "КАНЕВЧАНКА"

Святочные обряды и праздники Кубани


Фольклорный праздник для учащихся 7 классов
Тема: «Святочные обряды и зимние праздники Кубани»
Подготовила и провела: учитель кубановедения, Осипенко Е.И.
Ст. Каневская, 2012 г.
Место проведения - классная комната.
Реквизит: стол украшен вышитым рушником, на столе - кутья, конфеты, печенье, выпечка, блюдца с пшеницей, водой и деньгами.
Костюмы: Коза, Ряженый, Колядовщик, Щедровальщица, Посевальщик.
Слайд 1. СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ И ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ КУБАНИ
Слайд 2. Цель мероприятия - приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям, фольклору и обрядам своей малой Родины. Действующие лица: Ведущий 1-й, 2-й, Хозяйка, Щедровальщица 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, Колядовщик 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, Посевальщик 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, Коза, Поводырь козы с кнутом, Ряженый 1-й, 2-й, Ряженый дед с седой бородой, Ряженый михоноша с сумкой для сбора гостинцев.
Контингент: 7 класс, 23 человека.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Внеклассное мероприятие "Святочные обряды и праздники Кубани"

Слайд 3. Организационный момент
Слайд 4. Ведущий 1-й. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии - особой формы устного народного творчества. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.
А.Н. Толстой называл обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа. Действительно, она наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека, напоминала о неразрывной связи человека-труженика с природой: зимой - Рождество Христово и встреча Нового года, святки; заканчивалась зима - нужно было ее проводить широким гуляньем «Масленицей» так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну; летом - осенью - время сбора урожая и свадеб.
Многие обряды связаны с Православными праздниками (далее - краткий обзор и беседа учителя):
- “Вербохлест” – Вербная неделя (Неделя перед Пасхой);
- “Пасха“ – воскресение Иисуса Христа сына Господня из мертвых. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. И вот уже довольная бабушка ставит опару и объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем и яйца красим»;
- “Троица“ – 50-й день после Пасхи (когда все ученики Господа собрались для молитвы, раздался сильный шум – это был Святой Дух, сошедший на апостолов. Он даровал им силу и благодать и научил разным языкам);
- “Спас“ – 14 августа отмечают яблочный спас, а 19 августа – отмечают медовый спас;
- “Покрова Пресвятой Богородицы“ - 14 октября – один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы;
- “Голодная кутья” – 6 января - день накануне Рождества Христова;
- “Богатая вечеря” - 6 января - в рождественский вечер, после появления первой звезды;
- “Крещение Господне“ - 19 января освящение воды, купание в «Иордане»;
Сегодня у нас пойдет речь о зимних обрядах, пожалуй, одних из самых интересных для этого времени года.
В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.
Ведущий 2-й. С давних, невозвратных золотых времен убереглось в душе это томительное чувство ожидания чего-то необыкновенного, сказочного в зимние дни. И, несмотря на то, что череда святочных праздников повторялась из года в год, можно только удивляться мудрости русского народа, который мог создать такую красоту народных обычаев, вполне соответствующих праздничному времени и духу христианской религии.

    Святки, которые длятся с 6 по 18 января - были и остаются поистине нестареющи­ми праздниками в станице. В Святой вечер, 6 января по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося "вечерю" сво­им “крещеным батькам” - крестным, то есть нареченным отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким род­ственникам, которые проживали в станице. На­утро 7 января — Рождество. Выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, смастерена рождественская звезда — предмет заботы многих недель. Начинали рождествовать - петь щедровки, а 13-14 января - колядки и исполнение обряда посевания или посыпания.
В ночь с 13 на 14 января и 18 января перед Крещением Господним проходил обряд святочных гаданий.
Слайд 5 - 11. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Рассказ учителя.
Спаситель родился
В лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
Из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
Смотрела, как трех караванов дороги
Сходились в пещеру Христа, как лучи.
И. Бродский
Слайд 12 - 14.
Ведущий 2-й. Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Рождество  -   праздник рождения младенца Христа-Спасителя -  широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем,  листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали  “на покути”  -  под образами (иконами)  в “красном угле”  хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец - место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества -  6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.
Заканчивался Рождественский пост - все находились в предвкушении праздничного стола. В этот вечер доставали из погребов разносолы, варили компот из сухофруктов – «узвар», готовили колбасы, свиной желудок, начиненный головным мясом (ковбык, кэндюх), столы ломились от яств.
Ребята,  а кто расскажет, что такое «кутья» и из чего варят кутью в наши дни? Правильно, кутья -  это пшеничная каша, сваренная на воде без масла (от суда – «голодная», т.е. постная кутья). Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком (ведущий показывает приготовленную кутью)  и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса.
Вся станица в сумерки наполнялась детьми, снующими по улицам. Почти в каждый дом приходил малый ребенок в сопровождении взрослого и, поцеловав руку крестному отцу или матери, чистым детским голосом объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэчерю  -  йиштэ на здоровья”. Детей обласкивали, дарили им подарки (конфеты и мелкие монеты), затем съедали по три ложки кутьи, а взамен докладывали в тарелку свою кутью.  Затем дети шли дальше, в следующие дворы. И получалось, что из одного блюда вкушали  все родственники и друзья. Кроме того, кутья  -  это поминальное блюдо. Наши предки верили, что души умерших как бы незримо присутствуют при этой трапезе.
Ребята,  а кто из вас носил кутью своим крестным?  Поднимите руку. (Далее – рассказы  и впечатления о празднике детей).
“Богатая вечеря” начиналась рано, еще до сумерек, с  появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. Вокруг большого стола, покрытого белой скатертью (с конца XIX века), под которую клали пучки сена и сыпали зерно, торжественно усаживалась вся семья со всеми детьми и домочадцами. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.  Был  старинный  обычай,  что  если  во  время  этой  “вечери”, кто либо чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу  подарок.
Слайд 15 – 21.СВЯТОЧНЫЕ КОЛЯДКИ
Ведущий 1-й.
С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют до, и после Рождения Христа. Пение колядок являлось прославлением этого великого события -  первого в эре. Колядки - общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.
“Колядовать“ - у нас называется - петь под окнами накануне Рождества (7 января) и Нового года (13 января по новому стилю) песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин колбасу, или хлеб, или медный грош – кто, чем богат. Поют часто про рождество Христово, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям  и всему дому. 
Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки. Но это остается спорным вопросом этнографов – ученых, изучающих обычаи и традиции народов.  Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар “ходить по коледе“ означало поздравлять с Новым годом; у словаков “коледовать“ значило благославлять в Новый год; у задунайских славян “коледою“ именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании, что называлось “колендой“. Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.
Канун старого Нового года на Кубани назывался Васильев вечер. В этот вечер провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Кто не провожает старый и не встречает Новый года с особой радостью? Каждый из нас ждет Новый год с трепетным волнением и задается вопросом: каков год будет Новый год? Приметами праздника в стародавние времена были традиционные рождественские гадания, игры, песни, ряженые. Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений,  выпускали преступников из темниц. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы. Коледование – песнопение,  славление  Рождества Христова заключалось в хождении с вертепом и звездой,  внутри которой горела свеча и пением  колядок. Вертеп устраивался в виде ящика, символизирующего хлев, где родился Христос.  В вертепе находились марионетки для кукольных представлений на библейские темы. В нем могли находиться куклы, изображающие Иисуса Христа в яслях, Деву Марию, Волхвов, которые первыми узнали о рождении Спасителя, и царя Ирода, который приказал убить всех младенцев, да бы уничтожить сына Господня. Со слов: «Иисус родился – народ возвеселился, царь Ирод возмутился», начиналось кукольное действо в вертепе.
Славильщики ходили по домам, за пение награждались деньгами и пирогами.
Далее дети произносят колядки:
Колядовщик 1-й:  Коляда, коляда!
Пришла коляда
На кануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду...

Колядовщик 2-й: Я маленький мальчик,
Встал на стаканчик,
А стаканчик — хруп!
А ты, дядя, дай рубль!

Колядовщик 3-й: Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!

Колядовщик 4-й: Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
кОЛЯДКИ 
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А бэз мзду ны така, дай, дядька, пьятака!
А ты, тетка, — грошей, колядка хороша.
***
Колядын, колядын,
А я в бабушкы одын,
Вы мэнэ нэ пытайтэ,
А тры грошика дайтэ.
***
Коляда, коляда,
Сегодня хлеба не едят.
Дай, бабуся, пирога,   
Одну бочку творога!

 ЩЕДРОВКИ

Ведущий 2-й. Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки. Давайте, сегодня, и мы вспомним их.

Щедровальщица 1-я.  Щедривочка щедрувала
                                      До виконца припадала
Що ты титка напыкла,
Ныси нам до викна.
Як горяче – ныси нам,
Як холоднэ – ныхай вам!

Щедровальщица 2-я.  Щедрык, вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски.

Щедровальщица 3-я.  Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Що ты, тетка, напыкла?
Нысы швидче до викна!
Покы донэсэшь — Ручкы попэчешь!

Щедровальщица 4-я.  Я дивчинка молодэнька,
В мэнэ юбочка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празднычком здоровэньки!
Хозяйка выносит полную чашку вареников, других угощений и угощает щедровальщиц: «Угощайтесь, гости дорогие!»

Слайд 22 – 26.
ПОСЕВАНИЕ НА НОВЫЙ ГОД
Ведущий 1-й. Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней  наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать.
Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:
  Посевальщик 1-й. Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Здравствуй хозяин с хозяечкой,
С Новым годом, с праздничком!
Посевальщик 2-й. Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Тох-тох, тарарох,
Зароди, Боже, горох,
Жито, пшэныцю,
Всяку пашницю.
Посевальщик 3-й. Дева Мария по полю ходыла,
По полю ходыла, Бога просыла:
«Зароди, Боже, жито-пшеныцю,
Жито-пшеницу, всяку пашныцю!»
Посевальщик 4-й. Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья,
Ризу носэ, Бога просеэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ,
Дэ  царыця – там пшениця!
С Новым годом, с новым счастьем,
С Васылём днём!
Ведущий 1-й. После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу.
СВЯТОЧНЫЙ ОБРЯД "МЫЛАНКА" В КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ
Ведущий 2-й. Среди этих святочных праздников и обрядов был один осо­бый, наиболее трепетно ожидаемый — Мыланка. Как говорили, "вождение Мыланки" происходило вечером, в день святой преподобной Мелании — 13 января (по новому стилю), в Васильев вечер, в щедрый вечер, на­кануне Васильева дня 14 января. Изо всех святочных обрядов это был наиболее серьезный как по сложности и ха­рактеру обрядового действа, так и по составу участ­ников. Ведь в нем принимали участие в основном взрослые молодые люди, даже женатые и замужние. Подбиралась по голосам хорошо спетая группа в со­ставе семи-восьми человек. Из них выбирались цен­тральные персонажи обряда — Мыланка и Васылько, наиболее красивые девушка и парень. Ранее де­вушку старались подобрать и по имени, когда уже почти забытое имя — Мыланка — было распростра­ненным. Иногда, если не находилось подходящего парубка, Васыльком обряжали одну из девушек, оде­вая ее в мужскую одежду.
Мыланку одевали в традиционный обрядовый на­ряд — блузку или мужскую сорочку с вышитыми орнаментом низом, манишкой и манжетами. Юбку завешивали льняным вышитым рушником. Голову увенчивали венком из бумажных цветов, на который крепились разноцветные ленты, спадающие на плечи. Васылько тоже был в национальной вышитой рубахе, перевязан рушником, на шапке — цветок, наподобие свадебного. Был он обязательно с "ципком", то есть с железным посохом, увитым лентами и цветами.
Обрядовая группа набиралась, складывалась задол­го до щедрого вечера, и молодые люди готовились к "вождению Мыланки" тщательно. Это было предметом их гордости, возмож­ностью показать себя людям. Уже в ноябре начина­ли собираться на репетиции. Обыкновенно в станице заранее знали, у кого какая Мыланка будет, кто и как может спеть.
Были, конечно, и детские варианты обряда. Детский вариант тоже имел свою песню:
Мыланка ходыла,
Васыльку просыла:
Васылько, мий тату,
«Пусты мэнэ в хату.
Я жыто ны жала,
Золотый крест дэржала,
Золоту кадылныцю,
Надийтыся, люды,
До вас Хрыстос будэ.
Богу свичу ставтэ,
А нам калач дайтэ».
Святочный обряд Мыланки, безусловно, восходит к древним, еще дохристианским верованиям. Об этом говорят персонажи обряда, проходившего накануне Васильева дня. Святой Василий Великий считался покровителем свиней, и потому день 14 января считался "свиным праздником", и поросенок был главным угощением Васильева вече­ра. Позже, "закалывая кабана" именно к Святкам, станичники точно следо­вали давней традиции.
День святой Меланьи, или, как еще он назывался, Васильева коляда, был кануном Нового года, или Ва­сильева дня, и связывался с изобилием. Может быть, так память удерживала воспоминание о реальной, необрядовой Меланье. Преподобная Меланья, жившая в Риме в V веке, продала свое имение, раздала деньги нищим, а сама ушла в монастырь "для стяжания духовных богатств"...
Ведущий 1-й. И вот все готово к обряду. Тихий святочный вечер в станице. Все чутко вслушиваются в раннюю тем­ноту. Все ближе собачий лай, а потом и чавканье сапог по раскисшей от дождей улице. Подойдя ко двору, спрашивали: "Пустите Мыланку?" или "Пус­тите мыланкувать!" Хозяева уже знали, кто и как может петь, и поступали по своему усмотрению.
По приглашению хозяев вся ватага заходила в хату. Приветствовали хозяев и поздравляли с Но­вым годом. Становились лицом к образам и начи­нали петь. Потом шутили, показывали "козу". Все это пересыпалось прибаутками.
                      Щой  у вчора из вэчора
Пасла Мыланка два качора.
Вона пасла, загубыла,
Шукаючи, заблудыла.
Заблудыла в чистэ полэ,
Дэ Васылько плужком орэ.
А вин орэ, жыто сие,
А за ным услид зэлэние.
Ты, Васылько, мий таточку,
Пусты мэвэ у хаточку,
Буду тэбэ шануваты,
Щей русу косу заплитаты.
Наша Мыланка нэ робоча,
На ний сорочка парубоча,
Наша Мыланка нэ лэныва,
З вэчора й ложэчкы помыла.
На камини ложкы мыла,
Тарилочку й ложку упустыла,
Билэнькый хвартух замочила.
Ой, повисыла на воротях.
Повий, витрэ буйнэсэнькый,
Высуши хвартух билэсэнькый,
Буду я тэбэ шануваты,
Щей русу косу заплитаты.
Щей русу косу заплитаты
И до церковкы провожаты.
Участников обряда щедро одаривали. Не только конфетами, пряниками, пирогами, но и деньгами. Один из гостей был с мешком, в который складывались по­дарки. Кроме него, и особенно если в обряде участво­вали только девушки, приглашались парни для ох­раны Мыланки.
Обряд Мыланки был очень красочным, эффектным, и не только внешне, но и по своему духовному содер­жанию. В зримых формах, в образах Мыланки и Васылька, в сопровождающей песне воплощались иде­альное жизненное представление о прекрасном, веко­вая нравственная мудрость человеческого общения.
Выходя из хаты, кто-нибудь мог пошутить, "нашко­дить", то есть как бы заставить хозяев подольше по­мнить святочных гостей. К примеру, взять в сенцах большую  тыкву, вынести её на улицу и прислонить к двери снаружи. Вот будет потеха, когда хозяева не смогут открыть утром дверь.
Мыланка - так называли всю святочную группу, с шумом выходила на улицу и шла дальше, сопро­вождаемая собачьим лаем и чавканьем сапог по гря­зи (на Кубани – снег в эту пору редкость). И уже где-то на другом конце улицы слышалось: "Пустите Мыланку?" А хозяева долго, до поздней ночи, вспоминают и обсуждают святочных гостей...
Обряд Мыланки был столь ожидаем, что связы­вался с рядом примет и поверий. К примеру, говори­ли, что если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто, то есть урожайное.
О древнем народном происхождении праздника говорило и то, что Мыланку обыкновенно водили с козой – символом плодородия.
СЦЕНКА «ВОЖДЕНИЕ КОЗЫ»
Ведущий 2-й. Накануне Нового года или в первый день его водили козу. Этот красочный веселый обряд так же был призван обес­печить счастье и изобилие в наступающем году. Коза символизировала богатство, плодородие, обильный урожай. Недаром пели:
Ряженый 1-й. Дэ коза ходэ - там жито родэ,
Дэ коза рогом - там жито стогом,
Дэ коза топ – топ - там жита сто коп.
"Козой" обряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело — маска козы крепилась на палке. Иногда маска пред­ставляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерена. Нижнюю челюсть делали подвижной, и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам козы был подвешен колокольчик. Если маска была из холщового ме­шочка и овчинки, то туловище делали так: два исполнители роли козы держали две жерди, на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была вся из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накиды­вал такой полушубок на себя, и передвигался на корточках.
Свита козы (ряженые) была немногочисленна. Обычно были дид, цыган, поводырь, михоноша (он нес мешок для угощении), музыкант и группа исполнителей обрядовой пес­ни в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита выполняет то, о чем поется в песне. Диалоги персонажей являются импровизацией.
Появляется поводырь с козой.
Поводырь: Хозяйка! Пустите козу?
Хозяка: Ой, заходьте! Заходьте!
Поводырь: Только коза - то у нас непоседливая, шкодли­вая. Смотрите.
(Хор запевает обрядовую песню, во время которой пово­дырь, коза и свита  ряженых ходят по двору):
Хор: Добрый вэчир вам, честным господам,
Мы ны сами йдэм, мы козу вэдэм,
И рогатую, бородатую.
Ныдавно бралы - була молода,
А тэпэрычкы состарылася,
Своих диточок ны прокормыла.
Та и пишла коза у станыцю Канивську,
А в станыци Канивський
Уси люды - стрэльци,
(в это время некоторые из ряженых казаков начинают прицели­ваться в козу из «ружей». Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает "шалить", пытается "нашкодить", что-нибудь сломать, куда-нибудь влезть).
Хор: Хочут козу вбыть и со свита згубыть.
А це ж та коза их ны боицця,
(В это время "дид" выходит вперед, сердито смотрит на козу, поглаживая бороду)
Хор: Тилько боицця одного дида,
А в того дида сида борода
Як ударыв вин у правэ ухо,
 ("Дид" подходит к козе и «бьет» ее в правое ухо).

Хор: А с лева уха потикла юха,
Тут коза впала, ны жива стала.
(Поводырь бьет "дида" кнутом, прогоняет его и начинает причитать над козой).
Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя риднэнька! Т щё ж я тэпэрь буду робыты! Господы Боже мий! Ой, да всэ ж було гарнэ... Да моя ж ты риднэнька... Ой да ты ж мэнэ молочком обслуживала!.. Да я же и усим дарыв тэ молоко... Молока богато було. Я прийшов, выкопав ямку, злыв туды молоко. От собакы набралыся, попылы, подралыся и попадалы в моло­ко... Ой, щё ж воны зробылы?! Сколотыли мэни масло. Я масло выбрав, продав, купыв соби шаровары. Та й начав жыты. От як було. А тэпэр щё ж мэни робыть? Хлопци! Кто у вас личить умие?
Ряженый 2-й: Я личу!
Поводырь: Ты?! А богато бэрешь?
Ряженый 2-й:  Ни-и!
Поводырь: Ну  от! Если устанэ коза - заплачу!
(1-й казак начинает делать "волшебные" движения руками);
Ряженый 2-й:  (таинственно, вполголоса):
Дэ йе - хай и йе,
А дэ нэма и хай и немае.
(Хор ряженых поют колядку, во время которой участники обыгрывают ее содержание; коза встает и начинает ходить по «двору»):
Хор:  А ты, михонос, дуй кози в нос,
А ты, Гаврило, дуй кози в рыло,
Посэрэдь двора стань коза жива,
Та й пройдысь по цёму двору,
По цёму двору господареву,
(Участники обряда одари­вают козу колбасой, пирогами, салом, овсом и т.д.)

Господарь йдэ - ковбасу нэсэ,
А на рижечкы - два пирижечкы,
А на хвостычок - сала кусочок,
Мирочку овса - тут колядка вся.
(То, чем одарена свита, михоноша собирает в мешок, благодаря хозяев)
Слайд 27 – 28.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
Ведущий 1-й: "Васильев вечер" (13 января) для кубанских девушек был очень важным днем.  Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер  всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
Святочные гадания в ночь с 18 на 19 января сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гадания - суженый. В святочные дни девушки загадывали сны про своих суженых: «Загадаю сон со всех четырех сторон – с кем век вековать, того во сне увидать и по имени назвать»; гадали, глядя на зеркало приговаривая: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать»; на петуха, заводя его в хату и, на выбор, предлагая ему пшено, воду, деньги или др. предметы. Петух сам выбирал предметы. К какому первому предмету подходил петух, гадали кем буде жених – суженый (тружеником и зажиточным хозяином, или пьяницей, или богатым денежным человеком и др.).
Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал "нарядных с делом" просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось просить девушек на святочные игры и посиделки. К вечеру появлялась "бабка-позыватка"; ее угощали еще усерднее, потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от девиц подарки, узелки с орехами, пряникоми и винными ягодами. Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, которая "в доме родителей сущий ангелочек".
В прежние годы съезжались девушки длинным  конным поездом; матушки неотлучно находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки съезжалось званых гостей до ста человек и гуляли несколько дней сряду. Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.
Слайд 29 – 30.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Заканчивались Святки большим православным праздником Крещением Господним – 19 января. В этот день во всех православных храмах проводятся праздничные молитвы и водосвятие. Считается, что вода освященная на Крещение Господне обладает чудодейственной силой излечения и не портится долгое время. В ночь на 19 января проводится обряд купания в Иордани – проруби на реке. Находятся по сей день смельчаки, которые на крещенские морозы, веря в чудодейственную целительную силу воды, купаются в реке.
Таким образом, Святочные обряды Кубани являются самыми продолжительными и многозначительными празднествами народа, чьи традиции свято передаются из поколения в поколение.
                          Список использованных источников:
1. Литература Кубани: Хрестоматия для 5-11 кл. ср. школы: Учебное пособие. - Краснодар, 1995. 
2. Тексты кубанских колядок предоставлены, в том числе и жителями ст. Каневской.
Презентацию скачать здесь

4 комментария:

  1. Уважаемые гости и постоянные посетители блога КАНЕВЧАНКА! Если у Вас возникли сомнения по поводу интерпретации проведения зимних праздников Кубани, или использования диалектных форм кубанского говора - пишите, буду рада, если Вы предоставите свои варианты, или приведете примеры щедровок и колядок, известных Вам. Не забывайте, что блог образовательный и его читают дети. Соблюдайте культуру речи и эпистолярный этикет. С уважением, Ваша КАНЕВЧАНКА.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо Вам за блог. Очень интересно и познавательно. В особенности понравились сценки. С нетерпением жду новых идей и тем от Вас) ) )
    Успехов)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересный материал, спасибо

    ОтветитьУдалить

Количество посещений сайта КАНЕВЧАНКА