Материал рекомендован родителям, а также, учителям, преподающим ОРКС (модуль ОПК).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года №84-р утверждён план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и
светской этики»?
Курс
ОРКСЭ вводится в учебный
процесс в 4 классах. В этот период начинается наложение образовательного
кризиса на возрастной: ребёнок покидает
начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе
обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе,
образованию.
Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.
Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя. Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь.
Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше. Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них. Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга. Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста —
если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на
разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных
социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то
объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих
временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас,
имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для
содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о
системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни,
примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать
тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением,
нравственными установками. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и
светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой
на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной
поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от
степени ваимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все
проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток
живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего
времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно
решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить
друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически
защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические,
культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас
все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего
семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном
значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о
выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти
темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство
взрослости. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка,
принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом
искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной
очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих
людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической
обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в
то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар?
Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена
смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это
детям?
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской
этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение
воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и
школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство
учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый
действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его
родители.