Тема. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
Цель: Познакомить учащихся с культурой оседлых племен Прикубанья и Причерноморья - меотами.
Задачи:
1. Формирование
представления о меотских племенах, территории их обитания, культуре, занятиях и общественном строе.
2. Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими
источниками и картой.
3. Воспитание интереса к древней истории и культуре
родного края.
Работа с терминами.
1.Основные понятия: Меотида, меоты, синды, дандарии, фатеи, торевты,
городище.
2. Исторические личности: Н. В. Анфимов
Учебное оборудование:
1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко.
Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2. Атлас История
Кубани, карта
3. Видеофильм «История Кубани».
ТСО: мультимедийное оборудование, интерактивное пособие «Кубановедение».
Тип урока:
комбинированный.
План урока:
II. Актуализация
полученных ранее знаний учащихся.
Ш. Изучение нового материала.
1. Территория
проживания меотов.
2. Памятники меотской
культуры.
3. Занятия и общественный строй меотов.
IV.
Закрепление.
V. Подведение
итогов.
VI. Домашнее
задание.
Ход урока:
I.
Организационный
момент (1 мин)
II.
Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин)
Ответить на вопросы:
1. О каких народах, обитавших в Северном Причерноморье, впервые сообщают
письменные источники?
2. Где на Кубани обитали скифские племена?
3. Какой учёный дал первые сведения о скифах?
4. Сравните занятия, вооружение, украшения (звериный стиль) и обряд захоронения скифов и сарматов.
Какой вывод можно сделать?
III. Изучение нового материала (20 мин)
3.1 Передача и объяснение информации
- интерактивная беседа:
- работа с терминами: используя текст
учебника и иллюстрации (параграф 9, стр. 57 - 60) дать определение понятиям и составить
словарь:
Меотида – Азовское море.
Меоты – группа оседлых племен Приазовья и Восточного
Причерноморья.
Городище – поселение, имеющее укрепления (валы, рвы, стены).
Торевты – мастера по художественной обработке
цветных металлов.
Торев(-ф)тика – штамповка металла.
- работа с интерактивным пособием «Кубановедеие».
3.2 Проработка содержания темы
Задание № 1. Работа с картой учебника (стр. 60). Рассмотреть внимательно карту и определить
место нахождения археологических памятников меотской культуры. Перечисли
названия племен, входящих в состав меотов.
Задание № 2. Письменная работа. Разгадать слова – перевёртыши и определить, что объединяет понятия левого столбца:
дысни - _ _ _ _ _
|
мытое - _ _ _ _ _
|
тыртапе - _ _ _ _ _
|
|
анардиди - _ _ _ _ _ _ _ _
|
|
ходси - _ _ _ _ _
|
Задание
№ 3. Заполнение
таблицы № 1 «Занятия
меотов». Работа с текстом учебника (стр. 58-59. Таблица № 1 «Занятия меотов».
Название занятия
|
Продукты
производства или признаки занятий
|
Пахотное земледелие
|
|
Изготовление орудий труда
|
|
Скотоводство
|
|
Рыболовство
|
|
Металлургическое производство
|
|
Гончарное
производство
|
|
Торговля
|
IV. Закрепление изученного материала (10 мин).
Задание № 4. Работа с
иллюстрацией: представить себя гостем меотского жилища, внимательно осмотреть
его, «поговорить с хозяевами». Свои впечатления изложить в виде письма другу.
V. Подведение
итогов урока (2 мин).
Рефлексия учащихся.
VI. Домашнее задание (2 мин).
1. Параграф 9.
2. Заполнить таблицу № 1 «Занятия меотов» (стр. 58-59).
3. Вопрос 5 устно.