ПОИСК ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ "КАНЕВЧАНКА"

Слово не воробей, или как родители формируют вредные установки у своих детей

С первых дней жизни родители начинают разговаривать со своим ребенком. Какие же часто употребляемые в обиходе выражения, сходящие с уст родителей опасны для детей? Родители говорят «отстань», «ты меня достал», «как ты мне надоел», «лучше бы ты не родился», «убью, если еще раз это сделаешь». Ребенок понимает дословно: «не живи», «не будь». У малыша может включиться механизм самоубийства, если он часто слышит подобные выражения, или вырастет человек, который сможет легко убивать других людей. Конечно, если ребенок начнет сопротивляться таким словам, то он вырастет борцом и выработает установку «я все равно буду жить», но по инерции у него не будут складываться гармоничные отношения в процессе общения с окружающими людьми. Лучше, если родители будут говорить «я устала, хочу отдохнуть, ты поиграй пока сам, а потом мы с тобой поиграем вместе», «я сержусь, если в доме шумно, когда я прихожу домой после работы и хочу отдохнуть». Родители говорят «что это за телячьи нежности», «не прикасайся к младшему брату, ты его запачкаешь», «перестань лезть ко мне целоваться», «никогда не позволяй другим людям обнимать тебя». Ребенок понимает «любая близость опасна», либо «плохо проявлять чувство близости в отношении людей, которые не являются твоими родителями», или даже «плохо про-являть нежность к родителям». Такие дети вырастают подозрительными, эмоционально холодными, отгороженными, бояться строить отношения с окружающими людьми. Важно объяснять ребенку правила поведения и одобрять за проявления нежности «я рада, что ты нежно обращаешься с младшей сестренкой», «мне нравятся твои ласковые руки». Родители говорят «это слишком сложно, не пробуй делать, у тебя все равно не получиться». Ребенок понимает «не надейся на везение», «не достигай успеха». Такие дети перестают верить в свои силы и возможности, перестают стремиться к успеху. Лучше говорить «пробуй, учись, действуй, а мы тебя поддержим в твоих начинаниях», «я верю в тебя». Родители говорят «когда ты наконец-то вырастешь», «ты теперь у нас за взрослого», «перестань играть и займись делом, ты уже взрослый». Ребенок понимает «не будь ребенком» и постепенно теряет свою эмоциональность, непосредственность, желание играть, шутить, смеяться, перестает получать удовольствие от жизни, загружается проблемами, идеями. Лучше говорить «как хорошо, что ты у меня есть», «какую интересную игру ты придумал», «я радуюсь, когда ты смеешься». Внушенные бесполезные и даже вредные для ребенка установки могут блокировать его эффективность в жизни, нарушить баланс между возможностями и желаниями, привести к отсутствию реализации данных ему природой задатков и способствовать, в конце концов, его безрадостной и безынтересной жизни. Люди говорят «слово не воробей, вылетит не поймаешь». Дорогие родители, пусть Ваши слова, обращенные к детям, дарят им поддержку и вдохновение, помогают расти счастливыми и успешными людьми.
Автор: психолог Светлана Овсянникова.

Количество посещений сайта КАНЕВЧАНКА