Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

среда, 9 мая 2012 г.

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!

Помним и гордимся, славим и наследуем, поздравляем и чествуем героев Великой Победы!
Парад Победы в центре ст. Каневской. 9.05.2012 г.
Парад Победы в центре ст. Каневской. 9.05.2012 г.
ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА ВОЙНЫ: 
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов
Цель мероприятия: воспитание уважения и чувства благодарности к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, к ныне живущим ветеранам посредством поисково-исследовательской работы; знакомство с памятниками, воздвигнутыми в честь земляков и защитников Кубани от немецко-фашистских захватчиков. 

Задачи:
Развивающая: развитие в подрастающем поколении гражданского самосознания; совершенствование навыков самостоятельной работы  учащихся со справочной литературой; развитие мотивации поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Образовательная: формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к прошлому и настоящему родного края, района, станицы.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к великому подвигу фронтового поколения.
Оборудование:  Мультимедийное оборудование для презентации.
При подготовки урока был использован материал, представленный 46 субъектами Краснодарского края в фотоальбоме «Монументы и памятники Великой Отечественной войны на Кубани», а также  материалы районного архива и краеведческого музея станицы Каневской.
СЦЕНАРНЫЙ  ПЛАН
    Вступление
1.  Экскурс в историю
2.  Памятники Великой Отечественной войны города Краснодара
3.  Памятники Великой Отечественной войны городов и районов   
     Краснодарского края
4.    Памятники Великой Отечественной войны станицы Каневской
5.    Минута молчания
6.    Викторина
Заключение
Литература и источники информации
                             Пусть всех имен не назову  -
                           Нет кровнее родни!
Не потому ли я живу,
                           Что умерли они?
                                                      С. Щипачев

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Дорогие друзья! Мы с вами родились в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое страх перед оккупантами в черных военных формах с паучьей свастикой, не знаем о том, что такое голод, холод, смерть от пуль врага. Об огненных атаках танков, артиллерии, авиации, о боевых рукопашных сражениях, о жизни в военно-полевых условиях, об окопах, блиндажах и землянках, о том страшном времени войны и оккупации – мы знаем лишь по рассказам фронтовиков, кинофильмам и книгам. Для нас Великая Отечественная война – это наша история, история нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. В год 67-летия Великой Победы давайте попытаемся ответить на вопрос, что же значит для нас Великая  Отечественная война?  Великая Отечественная война в вашем понимании – это…
Ученики:

-        далекое прошлое;
-        голод, холод, разруха, смерть
-        невинных людей;
-        великий подвиг России, который нельзя забывать;
-        гордость за свой героический народ;
-        скорбь по погибшим;
-        уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны.

Учитель:  Что означает слово «победа»?
Справка: Академический словарь русского языка  раскрывает слово «победа»:   
1. Успех в бою, в войне.
2. Успех в борьбе за что-либо,  достижение, успешное осуществление чего-либо в результате  борьбы, преодоление чего-либо.

Учитель:  Какие известные вам события можно вписать в промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?
Этапы Великой Отечественной войны:
Нашествие гитлеровских войск, вероломно напавших на нашу Родину, длилось с 22 июня 1941 года до 18 ноября 1942 года.
• Коренной перелом в Великой Отечественной войне начался с 19 ноября 1942 года и продлился до конца 1943 года.    
• Освобождение началось с начала 1944 года  по 9 мая 1945 года.
Основные сражения Великой Отечественной войны:
Смоленское сражение – 1941 год.
Московская битва – сентябрь 1941 – по январь 1942 гг.
Сталинградская битва (коренной перелом)– 17 июля 1942  – по 2 февраля 1943 гг.
Курская битва – 5 июля 1943 – по 23 августа 1943 гг.
Битва за Кавказ – 25 июля 1942 – по 9 октября 1943 гг.
Битва за Днепр – сентябрь 1943 – по 6 ноября 1943 гг.
Операция «Багратион» (освобождение Белоруссии) – лето 1944 г.
Битва за Берлин – 16 апреля 1945 – по 2 мая 1945 гг.
Учитель:
-         Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?  Имена, каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?
-         Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?  Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками, родственниками.
-         Как можно назвать победителя в справедливой освободительной войне? (патриот, гражданин, герой).
Учитель:
Справка:  Герой - человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Бесстрашный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий, отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый. (Словарь эпитетов-Словари–Словопедия.   www.slovopedia.com/24/.../1648074.html).
 Учитель: 67-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и незримая связь поколений,  выраженная в отношении к одному из главных символов Победы.
Путь к Победе был долгим и трудным… Каждый день войны и оккупации  -  это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.
Весть о войне страшным эхом прокатилась по всей стране. Кубанский народ, как и миллионы наших соотечественников, поднялся на защиту Родины.
             Ученик: Мяли танки теплые хлеба.
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли,
Шли пустые тусклые поля,
Шла большая русская земля.
                                                                              И. Эренбург
Из Каневского района на фронт ушли свыше 400 коммунистов и 800 комсомольцев. Из добровольцев был сформирован казачий кавалерийский эскадрон. 120 человек было отправлено в Пластунскую дивизию. 300 каневчан, в основном ветераны Империалистической и Гражданской войны, в первые дни войны вступили в отряд истребителей. Тысячи каневчан сражались с фашистами и в других частях Красной Армии.
Тяжелые испытания выпали на долю наших земляков в период немецко-фашисткой оккупации. В нашу станицу Каневскую враг  пришел 5 августа 1942 года. С приходом немцев, а затем и румын, замерла станица. Чтобы не попадаться лишний раз на глаза фашистам, люди почти не появлялись на улицах. На всей территории,  подвергшейся оккупации,  враги установили, так называемый «новый порядок» - режим насилия и кровавого террора.  Неповиновение каралось жесточайшими пытками и казнями. Страх и горе сковали железными тисками сердца людей.
Гестапо (генеральный штаб фашистов)  располагалось в старом здании райисполкома, ныне здание Межпоселенческой библиотеки. Над входом в здание фашисты вывесили высохший человеческий череп...
Оккупанты рас­селялись по домам каневчан. Некоторые наши земляки пытались отчаянно сопротивляться фашистам – хватались за оружие, пытаясь уничтожить хоть одного врага, но были расстреляны на месте. Других спасли жены, которые бросались на грудь мужьям, прося не оказывать сопротивление захватчикам. В домах были дети, внуки, старики, которых после этого ждали страшные пытки и смерть. Те семьи, граждане, которых оказывали сопротивление, уничтожались полностью - их ждали зверские истязания, пытки и смерть. Горе переполняло сердца и души людей, когда они видели мчавшийся в сто­рону пенькозавода черный «воронок» - машину, переполненную жертвами. У всех была одна мысль: «Кого-то опять повезли на расстрел».
Враг был жесток, беспощаден, не щадил ни стариков, ни женщин, ни де­тей. Об этом свидетельствуют  вскрытия водоемов пенькозавода, где фашисты устроили общую могилу своим жертвам. Только по официальным данным, фашисты, занявшие 5 августа 1942 года Каневской район, за полгода убили 360 каневчан, в том числе 90 женщин и 60 детей в возрасте от двух недель до четырнадцати лет. А по неофициальным сведениям - тех, кто погиб от злодеяний фашистов в нашем районе, более 500 человек...
Так оккупанты поступили и с интернациональными группами парашютистов, заброшенных в Каневской район в январе 1943 года с целью диверсии. Самым жестоким пыткам была подвергнута парашютистка третьего экипажа - радистка Валя Гальцева. У Вали было 17 штыковых и пулевых ран, вырезаны звезды на лбу и на груди, отрезаны уши, сломаны пальцы рук. Она закончила свою жизнь в ямах пенькозавода, так никого и не выдав.
Жители Каневского района И.Н.Нефёдов, М.Ф.Новиков и О.Л.Сидоренко прятали командира интернационального экипажа парашютистов-десантников испанца Германа Восмедиано Эспиноса, а фельдшер П.Н.Животовский лечил и оперировал его. Рискуя собственной жизнью и жизнями своих близких, наши земляки спасли испанца.
В Каневском районном Государственном архиве хранится газета «Знамя ударника» (ныне «Каневские зори») № 33 от 01.05.1945 г., в которой опубликовано стихотворение нашего земляка Михаила Шилова.

Ученик:

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ-ПАРАШЮТИСТОВ
                                       "... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу!" /Н.В. Гоголь/
Морозный день, замученные люди...
В ожогах лица, раны, вместо глаз...
У девушки семнадцать ран кровавых…-
Встает картиной страшной, как сейчас.

Их, озверев, пытали так фашисты,
Но тайны не добились все равно,
Не выдали друзья - парашютисты,
Что клятвою навек закреплено.

Победа на штыках победоносных
Пришла к друзьям, склонила шелк знамен...
И вот над нами расцветают весны,
Шумит в саду задумавшийся клен.

Приди сюда, ослабленный рыданьем:
Героев сердце - мужества родник,
И ты поймешь: перед твоим страданьем,
Бессмертных образ истинно велик.

И будет праздник у тебя хороший –
Где б дни твои счастливые не шли,
Приди сюда к погибшей молодежи
И поклонись героям до земли.

Цветет весна над мраморной плитою,
Шумят деревья ласковой листвой,
Роняет цвет с любовью,
Как мать слезу, на камень гробовой.
Апрель 1945 г. ст. Каневская.
Учитель: Горе было в каждом дворе: кого-то замучили оккупанты, кто-то пропал без вести, на кого-то пришла «похоронка»... В это трудное время ярко проявился патриотизм наших земляков, их воля к победе и самоотверженность.
Героические поступки совершили медицинские работники районной больницы, в которой на излечении находились раненные воины Красной армии. С приходом немцев, медработники прятали в своих домах раненных, переодев их в гражданские одежды. Чтобы спасти тех, кого расселить не удалось, на больничном здании была вывешена надпись: «Тиф». Это помешало фашистам войти в госпиталь. Так были спасены раненые русские воины.
В ночь со 2-го на 3-е февраля началось освобождение станицы Каневской от немецких оккупантов. Первыми в нашу станицу под утро 4 февраля вошли части 351-й стрелковой дивизии, входившей в 58-ю армию, сражавшуюся на Северо-Кавказском фронте. Дивизия была сформирована в августе 1942 года, а к концу войны на её знамени появились заслуженные награды – ордена Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого. Высокими правительственными наградами отмечены и 6693 воина дивизии, в том числе и за освобождение населённых пунктов Каневской и Привольной. Батальоном 1157-го стрелкового полка 351-й стрелковой дивизии, который первым вступил на территорию Каневского и Новоминского районов, вытесняя оккупантов, командовал наш земляк Филипп Иванович Колесников.  
В вечернем сообщении Совинформбюро от 4 февраля 1943 года сказано: «Наши войска овладели районным центром и крупным железнодорожным узлом Староминская, районным центром и железнодорожной станцией Каневская». По официальным данным Каневской район был освобож­ден от фашистов 5 февраля 1943 года.
Вечером 7 февраля в Каневскую вошли передовые части 89-й ударной стрелковой армянской дивизии, входившей в 58-ю армию. После короткого отдыха они ушли в бой, а через несколько дней с передовой привезли погибших смертью храбрых командира дивизии полковника А.А. Васильяна и командира полка Г.А.Исаханяна.
В 1974 году на центральном кладбище, был установлен памятник советскому солдату-освободителю.
  Ученик:
Стой, солдат! Цветами холм покрыт.
Здесь врагом Герой войны убит.
Это он к Победе шел вперед,
Это он в бою сражался за народ!
Стой, крестьянин! Плуг останови.
Видишь след, запекшийся в крови?
Эта кровь за землю пролилась,
Чтоб земля врагу не досталась!
Стой, рабочий! Это брат твой спит,
При тебе он был тогда убит.
Слышишь, гул войны доносится опять?
Ты обязан мир народу отстоять!
Стой, прохожий! Кто бы ты ни был,
И в какой бы ты стране ни жил,
Ты героям низко поклонись,
Дело их продолжить поклянись!
                          Каневчанин С.Г.Титаренко,
                                декабрь, 1945 г.
При отступлении немцы успели уничтожить 2 крупные мельницы, электростанцию, водопровод, маслобойню и многое другое. Материальный ущерб, нанесенный району гитлеровцами оценен в сотню миллионов рублей.
Война тем временем продолжалась. Жители района работали днем и ночью на Победу. Они внесли достойный вклад в создание хлебного фонда,  собрали свыше одного миллиона рублей на строительство танковой колоны «Советская Кубань», отправили свыше трех тысяч посылок бойцам Красной Армии, огромные суммы денег (около пяти миллионов рублей) были отправлены на фронт после приобретения жителями района денежно-вещевых лотерей и оформления Государственного военного займа.
За успешное выполнение заданий правительства в 1944 году 14 передовиков Каневского района были награждены орденами и медалями. Преодолевая трудности военного времени, работали все – и старики, и дети. В 1946 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены около 5 тысяч жителей Каневского района.
Сегодня мы говорим: «Честь и слава Вам люди за Ваш героический труд!». Вашим трудом ковалась Победа, Вашим трудом восстанавливалась разруха. Низкий полон Вам за Ваше мужество, стойкость и волю к Победе. Всё это дает нам возможность жить на своей земле, под мирным небом долгие годы после освобождения нашего района и Победы над фашизмом.
9 мая 1967 года останки воинов и жертв немецко-фашисткой оккупации были перенесены в братскую могилу в центре Каневской, а 5 ноября состоялось открытие обелиска Славы, и был зажжён Вечный огонь. Имена 373 каневчан - воинов, положивших свою жизнь на алтарь Победы навечно останутся в сердцах их потомков.
Своими подвигами прославили Каневской район 12 Героев Советского Союза. Ребята, в каждой семье есть свои герои Великой Отечественной войны. И не важно, где они выполняли свой долг перед Родиной – на фронте или в тылу. Каждый из них стремился внести свой вклад в общее дело - Победу над фашистами. Давайте почтим минутой молчания героические подвиги наших земляков в годы Великой Отечественной войны и оккупации. В каждой семье хранятся реликвии, которые являют­ся свидетелями жизни семьи, памя­тью о близких людях. Одной из самых распространенных реликвий являются фо­тографии военных лет. С них на нас смотрят родные лица. Мы по­вторяем их черты. Мы — их продолжение.
Ученик:
Память многих лиц не сохранила,
Но, как луч сквозь  непроглядный мрак.
Светит образ дедушки родного
И не меркнет в памяти никак.

Вот глядят на тебя
С деревянной стены
Лица русских солдат,
Не пришедших с войны.

Я пред ними всегда
В неоплатном долгу...
И от снимков свой взгляд             
Оторвать не могу.
/Демонстрация фотоматериала и писем с фронта/
Ребята, вам была предоставлена возможность с помощью анкет узнать о своём  герое  или героине Великой Отечественной войны.
Анкета для опроса по теме: «Расскажи о своём герое Великой Отечественной войны»
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Кем приходится тебе герой? ______________________________________________
На каком направлении воевал или где был в тылу? ___________________________
Какие боевые награды имел, за какие подвиги? ______________________________
______________________________________________________________________
Что приходилось делать в тылу во время войны? ____________________________
_______________________________________________________________________
Какие трудовые награды имел (а)?_________________________________________
Какие реликвии хранит твоя семья в память о войне (фотографии, письма,
награды)?______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(Далее рассказы детей).
Учитель:
 Мы должны помнить о тех, кому обязаны своей жизнью не только в юбилейные дни, посещая музеи и библиотеки. Каждый из нас должен создать в своём сердце, в своей семье музей, в котором пусть вечно горит негасимый огонь памяти о героических подвигах и мужестве тех, кто внес свой вклад в дело Великой Победы.
  Ученик:
ДАНЬ ПАМЯТИ
Их подвиг порохом пропах!
Прошло немало лет,
Но их дела живут в сердцах,
И им забвенья нет!
Во имя мира на земле
Мы свято чтить должны
Отвагу, мужество и честь
Солдат своей страны.
Их доблесть восхищает нас!
И кажется порой:
Они по-прежнему идут
За нас в последний бой!
С мечтой о счастье мы живем!
Их подвиг как броня!
Придем мы в праздник
И замрем
У Вечного огня!
                                        Е. Петькова
Презентация позволяет провести заочную экскурсию в город-герой Новороссийск, а также по местам боевой Славы городов и сел Краснодарского края, в том числе Каневского района, познакомится  с памятниками, воздвигнутым в честь земляков и защитников Кубани от немецко-фашистских захватчиков.
                                        Вопросы  викторины:
•        Когда началась и закончилась оккупация станицы Каневской и Каневского района?
•         Как проявили себя оккупанты в нашем районе?
•         Какое сопротивление оказывали захватчикам мирные жители?
•         Сколько мирных жителей погибло в период оккупации на территории Каневского района?
•         На плитах, установленных вблизи Вечного огня в центре станицы Каневской, есть испанские фамилии.  Кем были эти люди?
•         Кто из парашютистов-десантников, высадившихся на территории Каневского района в январе 1943 года остался в живых?
•         Когда фашистские оккупанты были изгнаны из нашего района?
•         Какие воинские части Красной Армии освобождали Каневской район?
•         Какие памятники, посвященные событиям тех лет, установлены в ст.Каневской?
•         Назови улицы  городов, станиц и сел края, так же носят имена героев Великой Отечественной войны.
Беседа:
Учитель: Какими качествами обладали люди, которые принесли победу своей Родине?
Ученики:
•        патриотизм — любовь к отчизне (В.И.Даль);
•        отвага — храбрость, бесстрашие;
•        мужество — храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно (Д.Н.Ушаков);
•        героизм — героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий. Героизм — это непременно жертвенность (Д.Н.Ушаков);
•        самопожертвование — пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других (Д.Н.Ушаков).
Литература и Интернет-ресурсы:
1.    Книга Памяти Каневского района: Каневская типография, 1996 г.
2.    Материалы Каневского районного историко-краеведческого музея.
3.    Монументы и памятники Великой Отечественной войны на Кубани. – Краснодар, 2005.
4.    Каневской сельский округ // Историко-литературный альманах «Каневчане», 1999 - № 6-7 – С.56.
5.    Следы немецких оккупантов и захватчиков в Каневском районе // Историко-литературный альманах «Каневчане»- 1999 - № 6-7 – С.12.
6.    Титаренко С.Г.. Памятник солдату // Каневские зори – 1994. - № 50 . - 6 мая – С.3
7.    Цветков В.А. У слияния трёх рек. – Каневская, изд. «Бакай», 1994 г.
     9. Информация с сайтов: www.warheroes.ru, www.krd.ru, www.history.km.ru, http://www.rkka.ru, http://www.kanevskaya.ru.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ