ПОИСК ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ "КАНЕВЧАНКА"

Музыкальный театр - ровесник Краснодарского края

Краснодарский театр оперетты родился из опереточной антрепризы мадам Амираго. В 1931 году ее труппа прошла регистрацию в городе Армавире как первый Азово-Черноморский краевой театр музыкальной комедии. В Армавире появилась антреприза – прообраз будущего театра музыкальной комедии. Мадам Амираго не раз вместе со своей труппой гастролировала в Екатеринодаре на сцене Летнего театра, тут в разные годы выступали знаменитые артисты Малого театра М. Яблокина и С. Южин (Сумбатов), великий Шаляпин.
В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Это позволило сделать театр стационарным, он получает новое название — Краснодарский театр музыкальной комедии. 
На сцене Краснодарского музыкального театра
В газете «Большевик» сказано: «Краснодарское Краевое управление по делам искусств доводит до сведения заинтересованных лиц и организации о том, что с 20 сентября 1937 года здание бывшего Северного театра передано вновь организованному Театру музыкальной комедии». Его творческий багаж в то время включал семнадцать наименований, среди них «Последний Чардаш», «Веселая вдова», «Холопка», «Роз-Мари»… Главным режиссером театра был А. Елисаветский, дирижером Е. Искандер, художественным руководителем А. Едигаров. Среди актеров блистали Леонид Орлов, Александр и Эльвира Александровы, молодые, обаятельные Павел Герасимов, Евгения Туманова, элегантный Евгений Курочкин и любимица публики Антонина Боярская. Расположился театр в здании, построенном купцом Лихацким специально для заезжих трупп на углу улиц Красной и Длинной (сейчас бывший кинотеатр «Россия»). Назывался этот театр «Северным». На его стенах были выполнены фрески, зрительный зал на 900 мест освещался попеременно белым, зеленым и красным светом. Из-за границы прибыл особый аппарат, освещающий фасад в виде северного сияния. В 1937 году Театру музыкальной комедии в полное распоряжение передается здание Северного театра. Два года спустя назначили нового художественного руководителя – Николая Едигарова. Впервые были осуществлены постановки оперетт: «Свадьба в Малиновке», «Соловьиный сад», «Сотый тигр».
В Музыкальном театре Краснодара состоялся гала-концерт итальянской и испанской музыки, в котором приняли участие солисты Краснодарского Музыкального театра: Оксана Авакян, Наталья Бызеева, Марина Шульга, Владимир Гадалин, Вячеслав Егоров, Владимир Кузнецов, а также звезды оперной сцены - Екатерина Лёхина. Декабрь, 2011.

На сцене музыкального театра — биг-бэнд имени Гараняна и заслуженные артисты России — Михаил и Андрей Ивановы и скрипачка Полина Лаптева. Они представили зрителям «русский» репертуар джаза. Афиша.

На сцене Музыкального театра в октябре 2012 г. — самая знаменитая современная русская балерина, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина и звезды русского балета — "Павлова Гала". Подробности
В июне 1941 года театр объявил гастроли в Майкопе, но началась война. Часть артистов была призвана в ряды Красной Армии, часть эвакуировалась в город-госпиталь Сочи, где влилась в труппу находившегося здесь же драматического театра им. Горького. Тогда же в театр пришел комик Мартын Лусинян, с именем которого связаны лучшие страницы истории театра до конца 70-х годов. Многие артисты не вернулись с войны. Погиб в душегубке режиссер Елисаветский. В 1944 году театр музыкальной комедии возобновил работу в Краснодаре. Здание Северного театра было разрушено отступающими немцами. Но работа продолжалась, готовились несколько премьер. В клубе промкооперации, чудом оставшимся невредимым, шли спектакли. Сцену клуба делили вместе с артистами драматического театра. Постепенно возрождалась труппа. В августе 1945 года директором стал Андронник Исагулян, личность легендарная, воспоминания о нем живут и сегодня.

В 1954 году под его руководством произошел переезд театра в помещение бывшего кинотеатра «Колосс», находящегося на месте нынешнего здания театра. Дирижеры Михаил Киракосов и Яков Верховский, художник Александр Чечин составили славу театра. В немалой степени способствовали популярности жанра оперетты влившиеся в труппу в 50-е годы молодые артисты К. Крахмалева, Е. Белоусова, Н. Роман, Л. Рогова, В. Кривошеина (первая в театре заслуженная артистка России), Г. Ухов, И. Божко. В 1956 году главным режиссером театра стал Матвей Ошеровский, перевернувший все традиционные представления о режиссуре оперетты.
Год 1960-й для Краснодарской оперетты – особый. Впервые театр отправился на большие гастроли в Москву. Открыли гастроли опереттой «Кубанские ласточки», написанной местными авторами С. Ольгиным (автор либретто), Д Фалиевым, Г. Плотниченко, Я. Верховским (авторы музыки). Вернулись из Москвы со званиями. Оперетта пришлась по сердцу как рядовым москвичам, так и крупным чиновникам. Труппа была осыпана наградами и званиями. 29 сентября 1960 года Указом Верховного Совета СССР М. Лусиняну было присвоено звание народного артиста России, М. Ошеровскому – заслуженного деятеля искусств России, Е. Белоусовой, К. Крахмалевой, В. Генину – заслуженных артистов России. Третья «ласточка» - Нелли Роман почему-то ждала своего почетного звания 30 лет. Потом Ошеровского на посту главного режиссера театра сменила Тамара Гогава. Ей театр обязан не только появлением любимых зрителями спектаклей, но и приходом в труппу актеров Н. Пичахчи и В. Круглова, ныне народного артиста России.
В 1964 году началась реконструкция театра, перешедшая в строительство нового здания на старом месте. Автор проекта этого здания Александр Васильевич Титов. Деятельное участие в выработке политического решения о строительстве театра принимала начальник Краснодарского краевого управления культуры Марина Шапиро. Жизнь коллектива стала состоять из гастролей. 6 ноября 1966 года театр вселился в новое здание и получил новое имя – Краснодарский краевой театр оперетты.
В 1972 году театр возглавили народный артист России, режиссер Юлий Хмельницкий и дирижер Эрих Розен. Труппа пополнилась новыми молодыми актерами: пришли Р. Аристархова, Ю. Дрожняк, Л. Чайкина, Г. Кобзарь, А. Бочаров. Среди самых выдающихся спектаклей тех лет – «Донна Люция» и «Фиалка Монмартра», «Лира и меч», « Проделки Биберли».
В 80-е годы главным режиссером театра был Я. Сонин. Его постановки «Табачный капитан, «Дон Жуан в Севилье», «Перекресток», «Страсти святого Микаэля» получили высокую оценку ленинградской критики (театр выезжал с творческим отчетом в Ленинград). В том же году спектакль «Кадриль» на музыку В. Гроховенкого в постановке М. Дотлибова получил диплом 1-й степени. В связи с 50-летием театр был награжден грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.  В 1985 году главным хормейстером Краснодарского Театра оперетты стал Шведов Игорь Михайлович, который за время своей работы поставил более 60 спектаклей и концертных программ. За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на Кубани Игорю Михайловичу Шведову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Кубани». Под его управлением хоровой коллектив театра регулярно выезжает на гастроли по городам и станицам края, а также по всей России, как самостоятельная творческая единица, так и в составе театральной труппы: Пермь, Новороссийск (1985), Самара (1987, июнь), Пенза (1987, июль), Ульяновск (1987, август), Тула (1988), Пермь, Екатеринбург (1989, июнь), Новосибирск (1989, июль), Тюмень (1989, август), Тула (1988), Тамбов, Воронеж, Липецк (1990). Особым этапом стал 1997 — год перехода Театра оперетты в статус Музыкального театра Краевого Государственного театрально-концертного учреждения «Премьера». И несомненной заслугой руководителя стало то, что уже в начале 2000-х артисты хора показали высокий уровень мастерства в премьерных операх «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского и достигли апогея в оратории «Кармина Бурана» К. Орфа. В прессе эта работа была отмечена как «блестящая»! И планка не снижалась — дальше были оперы«Травиата» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло, оперетты «Холопка» Н. Стрельникова, «Ночь в Венеции» И. Штрауса и «Блистательный дивертисмент». Хоровой коллектив под руководством Игоря Михайловича всегда принимал и продолжает принимать участие практически во всех премьерах Музыкального театра: «Джаз для настоящих леди» (2010); «Мюзикл — браво! Брависсимо!!!» (2011); «Только очень жди» (2011); «Stabat Mater» (2012); «Очаровательная оперетта» (2012); «Моцарт» (2012) и др.  Новый этап творческой жизни заслуженного коллектива начался с реконструкции здания и формирования нового репертуара. Ремонтные работы в здании начались в марте, а через пять месяцев театр открыл двери для зрителей. За очень короткое время полностью реконструирован зрительный зал, увеличена оркестровая яма, при этом одной из главных целей было улучшение акустики. Заменено всё сценическое освещение. Реконструированы фойе, фасады здания, проведено благоустройство прилегающей территории. Построены балетные залы для Театра балета Юрия Григоровича. Отремонтированы артистические комнаты во всем здании. После реконструкции бывший Театр оперетты обрел весьма привлекательное лицо. Современные сценическая механика и зрительские кресла, лучшие музыкальные инструменты и оборудование, шикарная отделка фойе, венчаемая водяной стеной. Театр открылся 31 августа 2002 года премьерой балета Д. Шостаковича «Золотой век».
Через неделю состоялась премьера оперы Ж. Бизе «Кармен» в постановке петербургского режиссера А. Степанюка и главного дирижера театра, заслу­женного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России В. Зивы.
Еще через две недели краснодарцы увидели премьеру оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке художественного руководителя «Геликон-опера», заслуженного деятеля искусств России Дмитрия Бертмана и народного артиста России, главного дирижера Кубанского симфонического оркестра Владимира Понькина. Одновременно Ю. Григорович переносит на сцену Музыкального театра свои спектакли, поставленные ранее во Дворце искусств. В ноябре балетная труппа музыкального театра с участием артистов балета Шоу-театра и старшекурсников хореографического училища выпускает балет А. Рыбникова «Юнона и Авось» в постановке заслуженного артиста России Анатолия Дементьева. Декабрь 2002-го начинается с премьеры балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность» - Юрий Николаевич Григорович дарит зрителям новый шедевр. В декабре же выпускается совместный проект «Геликон-оперы» и Музыкального театра творческого объединения «Премьера» - опера Н.А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Декорации, бутафория, костюмы, полиграфическая продукция были изготовлены в Краснодаре, постановку спектакля осуществила творческая группа «Геликон-оперы» во главе со своим художественным руководителем. В текущей афише театра сохраняются лучшие спектакли, поставленные прежде, но работа над созданием нового репертуара продолжается. В марте 2003 года премьера детской оперы - сказки «Дюймовочка» Е. Подгайца в постановке режиссера Валерия Меркулова и дирижера Андрея Лебедева.
В апреле - две премьеры. Новая редакция классической оперетты Ф. Легара «Веселая вдова» - режиссер Сергей Терехов и «Иоланта» П. Чайковского (режиссер-постановщик - Роман Виктюк). Сезон премьер завершает Ю. Григорович бале­том Л. Минкуса «Баядерка». Десять премьер за один сезон! Среди них - ни одной случайной, неудачной.
В 2004 году жители Краснодарского края получают еще один шедевр балетного искусства мирового уровня в постановке Ю. Григоровича – балет С.С. Прокофьева «Каменный цветок».
В мае 2005 года на сцене Краснодарского музыкального театра состоялась мировая премьера Александра Чайковского «Русский реквием», посвященная 60-летию Победы. «Русский Реквием» – оратория для солистов, детского и смешанного хора, большого симфонического оркестра на стихи Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Блока, И. Бродского, Н. Заболоцкого, псалом Давида. Дирижер - художественный руководитель и главный дирижер Краснодарского музыкального театра заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ Владимир Зива. Последняя премьера Ю. Григоровича балет «Корсар» (композитор А. Адан, либреттисты – А. Сент-Жорж и Ж. Мазилье, балетмейстер Ж. Мазилье по мотивам поэмы Дж. Байрона) на сцене музыкального театра состоялась в мае 2005.
Кубанские композиторы и драматурги написали немало оперетт: «Любовь Оксаны» Д. Фалилеева, по пьесе С. Ольгина (1957 г. ), «Кубанские ласточки» Д. Фалилеева, Г. Плотниченко, Я. Верховского по пьесе С. Ольгина (1960 г. ), «Девичья фамилия» Г. Плотниченко, Я. Верховского, пьеса В. Мхитаряна, стихи С. Ольгина (1962 г. ), «Степные огоньки» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1964 г), «Горная ромашка» Е. Алабина, пьеса В. Бакалдина (1966 г. ), «Светлишка» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1967 г. ), «Добрый день или Невеста по заказу» В. Пономарева, пьеса В. Бойко и К. Обойщикова (1976 г. ).

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена Ивановна! С удовольствием окунулась в мир музыкального театра! Для нас, краснодарцев, это не только театр, но и один из символов города, место, где назначают свидания, центр города! спасибо за интересную статью!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо, за отклик! Это самый любимый театр не только краснодарцев! Моя молодость, как и молодость многих моих ровесников из далеких и не очень районов нашего края прошла - пролетела, как один миг, в столице Кубани! Учеба в университете культуры и работа в КубГУ (юридический факультет) - самое счастливое время в моей жизни! Музыкальный театр - одно из знаковых мест города. Столько теплых воспоминаний нахлынуло...

    ОтветитьУдалить

Количество посещений сайта КАНЕВЧАНКА