Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

вторник, 21 января 2014 г.

Материалы к уроку "Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа".

5 класс. Урок № 17. Предмет: кубановедение.                      
Тема.  Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
Цель: Познакомить учащихся  с культурой оседлых племен Прикубанья и Причерноморья - меотами.
 Задачи:
1. Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, культуре, занятиях и общественном строе.
2. Развитие навыков работы с  терминами и понятиями, историческими источниками и картой.
3. Воспитание интереса к древней истории и культуре родного края.
Работа с терминами.
1.Основные понятия:  Меотида, меоты, синды, дандарии, фатеи, торевты, городище.
2.  Исторические личности: Н. В. Анфимов
Учебное оборудование:
1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2.  Атлас История Кубани, карта
3. Видеофильм «История Кубани».
ТСО: мультимедийное оборудование, интерактивное пособие «Кубановедение».
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся.
Ш. Изучение нового материала.
1.  Территория проживания меотов.
2.  Памятники меотской культуры.
3. Занятия и общественный строй меотов.
IV. Закрепление.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I.                   Организационный момент (1 мин)
II.  Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин)
Ответить на вопросы:
1. О каких народах, обитавших в Северном Причерноморье, впервые сообщают письменные источники?
2. Где на Кубани обитали скифские племена?
3. Какой учёный дал первые сведения о скифах?
4. Сравните занятия, вооружение, украшения (звериный стиль) и обряд захоронения скифов и сарматов. Какой вывод можно сделать?
III. Изучение нового материала (20 мин)
3.1 Передача и объяснение информации
- интерактивная беседа:
- работа с терминами: используя  текст  учебника и иллюстрации (параграф 9, стр. 57 - 60)   дать определение понятиям и составить словарь:
Меотида – Азовское море.
Меоты группа оседлых племен Приазовья и Восточного Причерноморья.
Городище – поселение, имеющее укрепления (валы, рвы,  стены).
Торевты – мастера по  художественной  обработке   цветных металлов.
Торев(-ф)тика – штамповка металла.
- работа с интерактивным пособием «Кубановедеие».
3.2 Проработка содержания темы
 Задание № 1. Работа с картой  учебника (стр. 60). Рассмотреть внимательно карту и определить место нахождения археологических памятников меотской культуры. Перечисли названия племен, входящих в состав меотов.
Задание № 2. Письменная работа. Разгадать слова – перевёртыши и определить, что объединяет понятия левого столбца:
дысни - _ _ _ _ _

         



              мытое - _ _ _ _ _ 
тыртапе - _ _ _ _ _

анардиди -  _ _ _ _ _ _ _ _

ходси - _ _ _ _ _

  Задание № 3. Заполнение таблицы № 1 «Занятия меотов». Работа с текстом учебника (стр. 58-59.                                       Таблица № 1 «Занятия меотов». 
Название  занятия
Продукты производства или признаки занятий

Пахотное земледелие


Изготовление орудий труда


Скотоводство



Рыболовство

Металлургическое производство


Гончарное
производство



Торговля

 IV. Закрепление изученного материала (10 мин).
Задание № 4. Работа с иллюстрацией: представить себя гостем меотского жилища, внимательно осмотреть его, «поговорить с хозяевами». Свои впечатления изложить в виде письма другу.
 V. Подведение итогов урока (2 мин).
Рефлексия учащихся.
 VI. Домашнее задание (2 мин).
1. Параграф 9.
2. Заполнить таблицу № 1 «Занятия меотов» (стр. 58-59).
3. Вопрос 5 устно. 

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ