ПОИСК ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ "КАНЕВЧАНКА"

Добро пожаловать в станицу Каневскую! История основания Каневского куреня.

Станице Каневской 225 лет
     Вашему вниманию, дорогие читатели, предлагаю краеведческую справку, рекомендованную к использованию при проведении экскурсии «Культура и быт казачьего подворья». 
     В 2019 году исполнилось 225 лет со дня основания станицы Каневской. Как же все начиналось в то далекое время? Как известно, большинство кубанских станиц было основано в процессе заселения края в конце ХVIII века.
      В числе 38 куреней был курень Каневской, который был основан в 1794 году у слияния трех рек Большой Челбас, Средний Челбас и Сухой Челбас. Там, где три Челбаса сходились вместе, первый кошевой атаман Черноморского казачьего войска Захарий Чепига определил места для двух поселений: Каневского и Деревянковского. Для основания Каневского куреня прибыло 1103 поселенца.
     Очень примечательно, что при устройстве своих куреней черноморцы держались старых запорожских традиций. По предписанию войскового начальства поселения застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью посередине. В селении, как правило, были хаты казаков, здание общественной управы, приходская церковь и школа, водяная и ветровая мельницы, хлебные магазины, кузница, несколько торговых лавок. Обычно станицы назывались по месту рождения жителей-переселенцев. Так, название станицы Каневской произошло от названия города Канева из Запорожской Сечи на реке Днепр[1].
 В 80-е годы XVIII века во времена Кавказской войны при заселении станиц нередко сооружались временные постройки: землянки и шалаши. «Пришли куда надо - строй землянки", - поучали линейцы-казаки молодежь, - да так, чтобы не играл на них глаз вражеский. При нашествии сильного врага остановить можно их без сожаления. Пускай жгут городки наши, мы в неделю новые выстроим. Скорее враги устанут жечь, чем мы строить новые». Позже, в мирное время, при содействии войсковой администрации казаки заготовляли строительные материалы и строили постоянное жилище. У казаков построить хату и обнести ее плетнем считалось делом чести каждого женатого мужчины. В неказистом, грошовом, но своем жилище казачка чувствовала себя полной госпожой.




     В станице Каневской первыми жилищами поселенцев были хаты-землянки, которые строили из дерна - верхнего слоя целинной земли. На ковыльной степи резали землю на квадраты и ими выкладывали невысокие стены. Над рекой росли вербы и тополя. Их рубили и ставили на дерновые стены в виде четырехскатной крыши, которую укрывали камышом. Потолка в хате не ставили, а стены изнутри подмазывали глиной. Окна были маленькие. В центре землянки ставилась печь, называемая казаками «кабыця» или «груба».
     Первые землянки в ст. Каневской были построены в районе улиц Куренной, Почтовой и Красной. Вокруг, в то время, простирались ковыльные целинные степи. Последняя такая хата-землянка была снесена в 1923 году во дворе дома № 70 нынешней улицы Нестеренко - в прошлом Почтовой. Когда разбирали ее толстые, сложенные из дерна стены, то обнаружили между земляными срезами сушеный ковыль и целинную траву-мураву «тыпчину».
     Позже, когда казаки обосновались крепче, в станицах края стали ставить турлучные и саманные хаты. Для турлучных хат по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы: «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки глиной «под кулак». Глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку - «под пальцы», когда глину, перемешанную с «половой» (плевлы - остатки после обмолота пшеницы) вминали и разглаживали пальцами. Для третьей, «гладкой мазки» в глину добавляли полову и коровий навоз. Была еще и четвертая мазка - «вихтювання». Мокрой тряпкой – «вихтем» аккуратным тонким слоем размазывали высушенную и просеянную сквозь сито глину.
     Для саманной хаты стены домов сооружались из глиняных кирпичей «цэглэнок», которые делали с помощью специальных деревянных форм. Вначале на низком месте с глинистой сырой почвой, чаще всего на берегу реки, выкапывали яму. Глину тщательно перемешивали с водой и давали приготовленной массе отстояться, после чего начинали месить глину во второй раз. Состоятельные казаки использовали для этого лошадей, бедные месили глину ногами. Когда смесь становилась жидкой и однородной, в нее засыпали рубленую солому и тщательно перемешивали лопатами. Затем глину раскладывали по деревянным формам, сделанным из досок с перегородками, и давали, так называемым, кирпичам высохнуть.
     Деревянный строительный материал обрабатывали топором, молотком, долотом, теслом. Для покрытия четырехскатной крыши заготавливался чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из камыша вязались снопики - «кули». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытие. Побелку, которая каждый год обновлялась, делали белой глиной. Так, страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась «белой».
     Со строительством хаты, а позднее дома были связаны специальные обряды и обычаи: начиная с выбора места, заканчивая новосельем, направленные на обеспечения благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При выборе места на ночь на месте строительства насыпают четыре горки пшеницы: если утром они окажутся не тронутыми - все в порядке – место безопасное для строительства дома, а если потревожены - выбирают таким же методом другое место. При закладке фундамента в него бросали клочки шерсти и перья домашних животных и птиц – «чтобы все водилось». Строительство дома начиналось с переднего, святого угла, где, в последствии, размещались иконы. Матицу (сволок) - центральную несущую балку потолка - поднимали на полотенцах, а не голыми руками, а на полотенцах или цепях – «что бы в доме не было пусто». Под матицу закладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену - небольшой деревянный крест. Перед «входынами» (новосельем) в доме на ночь оставляли кошку и петуха или кошку и собаку, чтобы изгнать «нечисть». Перед вселением хозяйка поднималась на горище (чердак) старого жилья и приглашала на новое жительство «хозяина» - домового. Домового почитали как хранителя благополучия в доме и семье, боялись наказаний и проделок домового, задабривали его по праздникам угощеньем. В новый дом сначала вносили стол с хлебом, с солью, мылом («чтобы жили мило»), медом («чтобы, жизнь была сладкой»), а затем уже остальные вещи.
      Отличительным признаком кубанской хаты было внутреннее устройство. В дальнем углу хаты ставилась печь. По диагонали от печи был расположен передний (красный, святой угол), в котором висели иконы, украшенные венками из искусственных цветов и вышитыми полотенцами. За боковой стеной печи устраивался деревянный настил для сна и отдыха, который казаки называли полоком. Неподалеку от него стоял сундук (скрыня) с приданым дочерей. Вдоль стен устраивались неподвижные лавки. В углу у двери был прикреплен «мисник» – деревянный «шкапчик» для посуды.
      В каждой казачьей семье была необходимая простейшая утварь. Распространенными были чугуны для щей, казаны – большие котлы для кипячения воды и приготовления пищи по случаю праздников, рассчитанные на прием гостей, а также сковороды с чаплейками (съемными ручками). Из дерева изготовлялись руками хозяев плошки, миски; из глины – глэчики, крынки (кувшины для молока и воды). Для сбивания масла применялись деревянные маслобойки. Для вынимания чугунов из печи применяли ухваты-рогачи. Хлеб сажали в печь и вынимали из печи специальной деревянной плоской лопатой. Уголь в печи поправляли кочергой, выкованной местным кузнецом.
      Складывание своеобразной материальной культуры кубанцев нашло отражение и в формировании однотипного казачьего костюма. Мужской костюм состоял из казачьей формы и повседневной одежды. Форменный костюм кубанских казаков прошел сложный путь своего развития. На него большое влияние оказала культура кавказских народов. В начале, казаки заимствовали черкеску - узкий длинный кафтан, затянутый в талии без ворота с клинообразным вырезом на груди, которая застегивалась на крючки от нижней части напатронников до пояса. На черкеске находились «газыри» – нашивки, предназначенные под патроны (газы) из 10 или 14 гнезд слева и справа. В «газырях» носили в военное время патрона, а в мирное – гильзы белого и желтого цвета. В одежде казака присутствовали: бешмет – стеганый полукафтан на крючках красного цвета с закругленным воротником; бурка – длинная или до колен накидка черного или черно-бурого цвета, реже белая без рукавов из овчины или войлока; папаха – высокая меховая шапка или шапка-кубанка из овчины с красным, малиновым или синим верхом из сукна; башлык – суконный головной убор с длинными концами красного, белого или произвольного цвета. Одновременно казаки носили чекмень или казакин – полукафтан на крючках со стоячим воротником и со сборками сзади. На ногах носили шерстяные носки, чувяки и ноговицы, позже - сапоги. Шаровары с лампасами по бокам носили темного цвета и заправляли в ноговицы или сапоги. Наборный ремень с кинжалом, клинком или шашкой были непременными атрибутами казачьего костюма. Форменная одежда, конь, оружие были составными частями казачьей «справы» - снаряжения за свой счет. «Справу» для казака собирали задолго до того, как он шел служить. Собрав «справу», отец обычно говорил молодому женатому казаку: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я более перед Богом за тебя не ответчик!». Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить ее и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой.
       Основу женского костюма до середины XIX века составляли сорочка и юбка из домотканной ткани. Позже появились нижняя и верхняя юбки, стеганые кофты и фартуки на завязках из покупной ткани. Ткани и отделка женской одежды были весьма разнообразны и свидетельствовали об имущественном семейном благополучии семьи, в которой жила казачка. Стеганые «кохты» из ситца или сатина казачки называли в зависимости от длины «гусаркой», «куциной» или «полькой». Юбки шились шестиклинными, длиной до полу, украшались тесьмой, шнуром, кружевом. Волосы казачки заплетали в косы и укладывали на затылке в пучок, который закрывали маленькой шапочкой «шлычкой», стянутой шнурком, по праздникам украшенной кружевами. «У гарной свекрухы сноха без шлычки во двир не выйдэ», - говорили на Кубани. Незамужние девушки ходили летом с непокрытой головой, вплетая в косу различные ленты. Зимой на голову надевали вязаные пуховые платки, меховые косынки, чепцы, шарфы. Зимней верхней одеждой казачек были овчинные шубейки или простые кожухи с запахом. На ноги казачки обували чувяки, ходоки, черевики, реже сафьяновые (из тонкой мягкой кожи) сапожки. В начале XX века в моду вошли высокие ботинки на шнурках.
       Основой казачьей общины являлась семья. Распорядителем всего движимого и недвижимого имущества был глава семьи - дед, отец, старший брат. Старики выступали хранителями обычаев. Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. В присутствии старика и без его разрешения за стол не садился даже атаман. В конце XIX века в семьях кубанских казаков рождение 5-7 детей было обычным явлением. Некоторые женщины имели по 15-17 детей. Роды принимала бабка-повитуха. Пока ребенок не появлялся на свет, заслонка в печи во время родов оставалась открытой. Рождение связывалось с огнем печи, а печь осознавалась как вход для души в дом. В час рождения ребенка иконы снимались с божницы и ставились в изголовье новорожденного. Таким образом, дитя передавалось под охрану христианским святым. До крещения ребенок находился в той части хаты, которая отождествлялась с нечистым, так как была слева от печи, был запечным и назывался «бабий кут». Божница – красный угол - представляла собой гармонию красок золотых, серебряных, красных, с блеском икон и нежными тонами цветов на белом фоне полотенец. Кроме того, в божнице хранились тексты молитв, пучки целебных трав и другие реликвии, к которым прибегали в экстренных случаях. Красный угол был эталоном красоты и важным компонентом духовного развития ребенка.
       Быт казаков состоял из сложного комплекса различных элементов материальной культуры. Подворье казака приобретало различный вид в будни и праздники, имело самобытные и неповторимые черты в системе жизнеобеспечения кубанских казаков. Предметы быта, интерьера являлись носителями разнообразной информации, обеспечивали общение ребенка с внешним миром и применением этих знаний на практике. Мы надеемся, что наша экскурсия была для вас интересной и познавательной.

[1] Здесь и далее источник: Цветков В.А. У слияния трех рек. – Бакай, 1994. 

24 комментария:

  1. Елена Ивановна. В Каневской я не была, но такое возникло желание побывать в гостях после просмотра Вашей презентации и чтения материала. Захватывает, зацепило. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Анна Борисовна! Рада Вашему эмоциональному и живому отзыву! Если волею судьбы придется побывать в нашей станице, я очень рада буду встрече с подругой-блогером!!!))) Свожу Вас в популярный ресторанчик в стиле "прованс" "Сицилия" )))) Позабудем на миг (на один лишь миг!) о школе - и пусть весь мир отдохнет от нас, а мы от него!!!

      Удалить
  2. Елена Ивановна! Очень впечатлил рассказ о самой большой станице в мире! Спасибо за виртуальную экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья Михайловна Канева! Спасибо от всех жителей самой большой станицы в мире! Благодарю за теплые слова в мой адрес! Всегда рада новым друзьям! Присоединилась к Вашему второму блогу! У нас в общих друзьях - волгоградская Библиопчелка и педагоги-блогеры из Краснодарского края! Приглашаю на ДОСКУ ПОЧЕТА КАНЕВЧАНКИ (присоединяйтесь!) . Творческих успехов и интересных находок для постов!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Ивановна!
    Какой интересный краеведческий материал опубликовали Вы к дню рождения (основания) станицы! Настолько он пронизан Вашей душой!
    Спасибо Вам большое!
    Если когда-нибудь волею судеб побываю в Каневской, то с Вами обязательно тоже посижу в ресторанчике!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Спасибо за теплые слова и искреннее желание приехать с визитом в Каневскую! Буду очень рада! Добро пожаловать на конференцию блогеров - зарезервирую места в Сицилии!;-)))) Возьмем с собой Ноутбуки и выйдем пообщаться с теми, кто не сможет приехать, в Скайп! ))))))))))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Ивановна! Приятно познакомиться, честно говоря, заглядывала я к Вам разок, когда Вы стали моим ПЧ, но как-то наскоком, подумала, что обязательно вернусь, погуляю, оставлю комментарий, но к сожалению, потом и забыла... Вот ведь как бывает. Но всё что ни делается всё к лучшему!
    Почитала рассказ о станице с большим интересом, муж и вся его родня тоже с Кавказа, родились и выросли в ст. Орджоникидзевская (Слепцовская), Чечено-Ингушской АССР, теперь перебрались в Георгиевск (Ставропольский край). Поэтому и интересно узнать поближе.
    Конечно, будем общаться!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Жанна Витальевна! Благодарю Вас за душевный отклик! Рада общению! ;-))) Если не трудно, ответьте пожалуйста:"Выполняют ли свою функцию кнопки на слайдах моей презентации? Загружаются слайды или нет?" Спасибо!

      Удалить
    2. При просмотре слайдов нет ни каких проблем, Елена Ивановна.
      В прошлый раз не написала, исправляюсь - у Вас очень красиво!!! Самобытно, ярко и тепло!!! Спасибо, за виртуальную экскурсию.

      Удалить
    3. Спасибо, Жанна Витальевна, за ответ! Я было подумала, что программа просмотра слайдов "подвисает". Но попробую изменить параметры, так как загрузка на моём модеме медленная. Спасибо за поддержку! Приезжайте на конференцию блогеров в Каневскую! ;-))))

      Удалить
  5. Уютно- точно! Подсолнухи наш бренд! Маленькие солнышки, как и наш край - солнечный, теплый , гостеприимный! - заманчиво и весело приглашают на страницы вашего блога! В Каневской была проездом! А мне все станицы наши нравятся! Поздравляю всех жителей с праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина! Спасибо за прекрасное сравнение! Ваш позитивный комментарий отражает суть Вашей личности! Отдельное спасибо за патриотизм и любовь к малой родине! Благодарю за поздравления!

      Удалить
  6. Янтарный мёд и нежная лоза,
    Ромашковых полей очарованье,
    Звенящая июньская гроза
    И голубков влюблённых воркованье.
    Туманы голубые и роса
    На ковыли нанизанная кем-то,
    Плакучих ив зелёная коса,
    В горах тропинка, вьющаяся лентой.
    Морской прибой и топот табунов,
    Да сена аромат всегда пьянящий.
    И сладость зрелых,сочных кавунов. *
    Кубанский дух над Родиной летящий…

    Светлана Донченко

    * Кавун – арбуз ( кубанская балачка)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СПАСИБО, ИРОЧКА! ПРОДОЛЖИМ!
      Привольна степь, чиста вода в кринице,
      Могучи плавни у Челбас-реки,
      Сюда пришли и дали жизнь станице
      Чубатые, седые казаки.

      И два столетья, нежно взор лаская,
      Цветут твои сады и зеленя,
      Казацкая станица Каневская,
      И родина любимая моя!

      Ты и теперь опорный край державы.
      Земля отцов — кормилица и мать,
      Наследникам былой казацкой славы
      Тебя беречь нам, за тебя стоять.

      Цвети, Кубань, красою взор лаская,
      Мы сбережём покой твоих границ,
      Чтобы была станица Каневская
      Милей и краше всех других станиц!
      Владимир Тощев

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена! У меня такой вопрос: можно ли где-нибудь купить книгу "У слияния трех рек"? И вообще, не знаете, можно ли достать в нашем музее исторические материалы станицы, карты, важные объекты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Иван! Ответ на Ваш вопрос лежит на поверхности! Автор книги Валентин Цветков выпустил в свет много новых краеведческих трудов: "Книга рекордов Кубани", "География Каневского района", "Земляки"и мн. другие. Я о нем писала на страницах своего блога (в поиске у меня ввести его фамилию):
      http://kanevchanka2011.blogspot.com/2011/11/blog-post_01.html
      В Гугле найдется и более подробная информация о В.А. Цветкове - краеведе и действующем корреспонденте местной газеты "Каневские зори". Его можно найти в редакции газеты. Адрес в Гугле - ул. Черноморская. Он реализует свои труды в открытом доступе. Надеюсь, что дала Вам, более, чем исчерпывающий ответ.

      Удалить
    2. Да, спасибо большое за ответ!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за виртуальную экскурсию по ст. Каневской! Очень познавательно) Жду вместе с Вами результатов краевого конкурса, итоги должны были уже давно подвести, а информации о них все нет...
    Отдельное спасибо за текст экскурсии по казачьему подворью, кое-что с вашего позволения, возьму на вооружение. Хаты, правда, в нашем подворье еще нет. Все впереди))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анастасия Михайловна! Рада, что Вы появились в "эфире"! Я уже соскучилась! Спасибо за отзыв и теплые слова благодарности! Да, и я на странички ККИДППО захожу в поиске ответа на этот вопрос - но ответа пока нет. Скорее всего, решаются более важные вопросы и это всё объясняет: экзамены, учебники, летний отдых детей. Пишите, не пропадайте! ;-)))

      Удалить
    2. А информацией делюсь щедро и с радостью - пользуйтесь во благо нашему всеобщему делу!

      Удалить
    3. да, экзамены и будущее классное руководство отвлекли меня от ведения блога) надеюсь, в скором времени наведу порядок в нем и пополню новыми сообщениями)) и Ваш блог забывать не буду)

      Удалить
    4. Да, кто не работал в школе, тому этого не понять! Спасибо!

      Удалить
  9. Карина Ассирова6 октября 2014 г. в 15:58

    Дорогая Елена Ивановна! Вы были моим преподавателем кубановедения в Каневской "Гимназии". Я ее закончила в этом году, но как только мне понадобилась информация о нашей замечательной станице для подготовки презентации в университете, я сразу же вспомнила о вашем блоге, нашла здесь всё самое нужное о Каневской, спасибо за то, что стараетесь для нас. С уважением, ваша бывшая ученица :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, дорогая Кариночка! Самыми драгоценными для меня являются слова благодарности моих учеников! Девочка моя, ты меня порадовала и заставила испытать самые светлые чувства любви к ученикам и своей профессии! Спасибо за теплые слова! Пусть звезда, которую ты зажгла в гимназии освещает твой путь на протяжении всей жизни!

      Удалить

Количество посещений сайта КАНЕВЧАНКА