Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

четверг, 28 июля 2016 г.

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ: ПОД НЕБОМ КУБАНИ МЫ ДРУЖНО ЖИВЕМ!

Материалы к уроку по программе "Кубань - многонациональный край".  
5-9, 10-11 классы. (Ход урока см. в Приложении 1).
 Памятник казакам и горцам в г. Краснодаре. 
Ул. Красная, сквер к/т "Аврора". 28 июля 2016 г.
     28 июля 2016 года в торжественной церемонии открытия памятника казакам и горцам – героям Первой мировой войны  приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава республики Адыгея Аслан Тхакушинов, спикер регионального парламента Владимир Бекетов, заместитель руководителя края, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.
      Губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев в своей яркой, эмоциональной речи отметил: "В годы Первой мировой войны на фронт было призвано больше 100 тысяч кубанских казаков. Горцы не подлежали призыву, но видя, что их братья-казаки гибнут в бою, не смогли стоять в стороне и добровольцами отправились на передовую". 
      – Они на фронте сражались бок о бок, защищали одну землю, одну Родину и эту священную память о героях мы обязаны сохранить, – подчеркнул губернатор. – Идеологи из-за океана пытаются переписать историю, но столкнуть нас не получится. Наши предки 100 лет назад понимали цену дружбы, и их пример должен вдохновить и укрепить нас. Мы обязаны сохранить священную память о героях, сражавшихся в Первой мировой войне. 
Монумент "Навеки с Россией",
г. Нальчик., 1957 г.
        В связи с этим событием уместно вспомнить о том, что дружеские отношения русских и адыгов начинались во времена царствования Иоанна Грозного.   Так, в 1556 году, 460 лет назад, для оказания помощи горским народам были посланы отряды русских войск и казаков под командованием дьяка Ржевского и атаманов Данилы Чулкова и Ивана Мальцева. Совместными действиями они нанесли ряд поражений крымским татарам и туркам и захватили два города — Темрюк и Тамань[4]. Кабардинский народ торжественно встретил победителей, избавивших их «от притязания и хищничества иноплеменников»[5]
       История Адыгеи/Черкесии тесно вплетена в канву истории народов Северного Кавказа, в том числе, и кабардинцев. О знаменитом событии в жизни Иоанна IV Грозного - женитьбе на Марии Темрюковне - написано немало книг и исторических очерков. Героиня адыгов и кабардинцев - дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, носила имя Гошаней (Кученей) и вошла в историю под именем Мария. Став женой Ивана Грозного, она прослыла «проводницей интересов» кавказской дипломатии в России. Летом 1557 года кабардинские князья заключили с Россией союз, подкрепив его женитьбой своенравного русского царя на княжне Гошаней. Через четыре сотни лет "Мария-Кученей вернулась домой" – памятником. В 1957 году к юбилею добровольного вхождения Кабарды в состав России в центре Нальчика открыли монумент. На гранитном пьедестале с надписью «Навеки с Россией» стоит женская фигура в национальных одеждах. В руке Мария Темрюковна сжимает свиток - "Договор о вечном союзе с Россией". /Статья Нины Крючковской. Оригинал здесь.
Монумент "Навеки с Россией",
г. Майкоп, 1957 г.
На фото слева: На пьедестале монумента «Навеки с Россией» плечом к плечу стоят два воина - адыг и русский, олицетворяя русско-адыгскую дружбу. Памятник открыт в 1957 году в г. Майкопе в честь 400-летия вхождения Адыгеи в составе России. 
       А знаете ли вы, что в наше время примерами взаимопроникновения русской и адыгской культур насыщены разнообразные сферы человеческой жизни? Именами лучших сыновей и дочерей гордиться Россия и Адыгея! На Кубани широкую известность и популярность приобрели: просветители Ш. Ногмова и К.В. Россинский, кавалеры Георгиевских орденов, герои крымской и кавказской войн XIX века  - А. Осипов и Х. Могукоров, Герои Великой Отечественной войны, совершившие равноценные подвиги - Х.Б. Андрухаев и М.М. Корницкий, первые Герои Труда Адыгеи и Кубани - Ганиев И.И. и Гонтарь Д.И., первые космонавты Кубани и Адыгеи - Горбатко В.В. и Березовой А.Н., знаменитые писатели и поэты - Лихоносов В.И. и Машбаш И.Ш., прославленные спортсмены тяжелоатлеты - Поддубный И.М. и Хасанов М., всеми любимые актрисы - Мордюкова Н.В. и Ахеджакова Л.М.
       В 1991 году была принята «Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея». Братские отношения с коренным населением Кубани - адыгами остаются для нас по-прежнему дороги, крепки и востребованы. Особенно это становится заметным на фоне происходящих в обществе перемен: возрождения казачества, народных собраний различных национальностей Северо-Западного Кавказа, форумы которых не обходятся без поддержки друг друга. Создание в городе Краснодаре Центра национальных культур является одной из форм поддержки развития творческих союзов народов, проживающих на территории Кубани.
 ПОВЕСТЬ О ЖЕНИТЬБЕ ИВАНА ГРОЗНОГО НА МАРИИ ТЕМРЮКОВНЕ. 
Актриса Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны в фильме Павла Лунгина "Царь".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Эпиграфом к уроку послужили стихотворные строки одного из популярных на Кубани поэтов:
Одни у нас горы,
Одни у нас реки.
Мы с вами, адыги,
Сроднились навеки.
Одною волной
Нас ласкает Кубань,
Примите же, братья,
Любви моей дань.
            В. Подкопаев.

Класс: 7. Предмет: Кубановедение. Раздел: История Кубани. (КМК).
Тема : «Под небом Кубани мы дружно живем» (в рамках учебного занятия «Кубань – многонациональный край»).
Цель: воспитание чувств единства, равенства, братства, добрососедских отношений на примере русско-адыгской дружбы.
Задачи:
- обучать умению анализировать пути и способы взаимопроникновения культур народов Кубани;
- формировать навыки межнационального общения и этнотолерантности;
- воспитывать уважение к историческому и культурному наследию народов Кубани.
Оборудование: Плакат «Дерево дружбы», мультимедийная доска, видео-проектор, компьютер, раздаточные материалы.
Форма урока: Познавательная игра.
Тип урока: Комбинированный.
                                                  Ход урока
Учитель: Как известно, Россия, вот уже более тысячи, лет существует как многонациональное государство. Множество самых разных наций и народов оставили свой неповторимый след в ее долгой и трудной истории. К сожалению, волны неприязни к «чужим», «пришлым», «инородцам» всё чаще поглощают островки здравомыслия, толерантности и милосердия. Одной из основных причин недопонимания между народами является элементарный недостаток информации. Кубанский краевед XIX века Петр Павлович Орлов утверждал: «Любить можно только то, что знаешь». Много ли мы знаем о традициях и обычаях народов, живущих в разных республиках, краях и областях Российской Федерации? Почему необходимо поддерживать добрососедские отношения между братскими народами? Что является объединяющим началом культур народов многонациональной Кубани? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все эти вопросы, чтобы понять, что процветание родной Кубани и России в целом зависит от каждого из нас, независимо от национальности, вероисповедания и социального положения.
Тема нашего урока «Под небом Кубани мы дружно живем».  Ребята, мы вы знаете, что в Краснодарском крае проживает около 120 национальностей? Много это или мало, если учесть, что в России в целом проживает около 140 национальностей? Да, конечно же, много. Перед вами плакат «Дерево дружбы», которое олицетворяет собой наш общий дом - Кубань. На карте Краснодарского края, символизирующую крону дерева, мы с вами расположим флаги различных государств. (Учащиеся вместе с учителем прикрепляют флаги на плакат). Как вы думаете, почему на карте Кубани столько флагов различных государств? Правильно! Это флаги народов, которые проживают на территории Краснодарского края: русские, украинцы, белорусы, армяне, греки, молдаване, азербайджанцы, грузины, немцы, евреи и др. Что же их объединяет?
Ответы: «Территория», «благодатные природные условия», «язык», «культура», «взаимопонимание», «дружба», «добрососедские отношения», «многие народы имеют свою государственность, но считают Кубань своей Родиной, потому что уже не одно поколение родилось и выросло на этой земле». (По просьбе учителя учащиеся прикрепляют на плакат «Дерево дружбы» флаг Кубани, Адыгеи и национальные флаги народов, проживающих на территории Краснодарского края).
Учитель: Примером того, какие отношения должны быть между народами, проживающими на одной территории, являются русско-адыгские связи. Адыги - один из самых древнейших народов Кубани.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы выясним, что же объединяет различные народы Кубани в одну единую семью на примере добрососедских отношений адыгского народа и кубанского казачества.
Я предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру: «Под небом Кубани мы дружно живем». Игра будет проходить по этапам:
Приветствие команд;
Тур № 1 «Заповеди предков»: разминка;
Тур № 2 «Пословицы и поговорки»;
Тур № 3 «Жилище и одежда»;

Блиц-турнир для капитанов команд.
Учитель: Вы являетесь представителями четырех команд: «Дружелюбные казаки», «Гостеприимные кунаки», «Кубанцы молодцы», «Адыги храбрецы».
Правила игры:
Игроки каждой команды должны выбрать капитана. Капитан назначает игрока, отвечающего на вопросы туров. Капитан вносит в оценочную таблицу количество баллов в конце каждого тура. На столах находятся карточки-помощники с заданиями и важная информацией, используя которую в ходе игры, учащиеся делают выводы в конце каждого тура.
Учитель озвучивает задание каждого тура. Материалы к заданиям находятся в конвертах. По сигналу учителя игроки приступаете к выполнению заданий.
По истечении 1 минуты одна из команд дает свой вариант ответа, который оценивает учитель.
Капитан той команды, которая справится с заданием первой, поднимает табло с названием своей команды, если ответ верный - команда получает 1 поощрительный бал.
Учащиеся делают выводы после каждого тура и в конце игры. В конце урока подводятся итоги и называются победители. 
Начало игры. (По просьбе учителя ребята выбирают капитанов).
Учитель: Итак, капитаны поприветствуйте друг друга.
ПРИВЕТСТВИЕ 4-х КОМАНД
«Дружелюбные казаки»:

Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.

«Гостеприимные кунаки»:
О, Адыгея, родная моя!
Благословенная предков земля
Здесь по законам чести живут,
Чтут стариков и обычаи чтут.

«Кубанцы молодцы»:
Ты был на Кубани? А ты побывай.
Отличные люди, прославленный край!
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают…

«Адыги храбрецы»:Каждый адыг может гостя принять,
Может коня на скаку оседлать.
Друга адыг не оставит в беде,
В горе поможет ему и нужде.

Учитель: Ребята, прославление каких обычаев и традиций вы услышали в приветствиях?
Ответы: «Гостеприимство», «дружелюбие», «товарищество», «взаимопомощь» и др.

Тур № 1. «Заповеди предков» (духовная культура).
Карточка-помощник «Это важно знать» № 1.
В XVII веке адыгским народом был создан свод правил поведения «Адыгэ хабзэ». Все они были направлены на поддержание в адыгском обществе порядка, морали и норм этикета.
Гостеприимство по сей день считается у адыгов одной из величайших человеческих добродетелей. Куначество - древний обычай адыгов, согласно которому друзьями навек становились два лица, принадлежащие к различным племенам или народностям. Кунаками часто становились казаки и адыги. В это же время на территорию Кубани переселяются крестьяне и отряды казаков, не подчинившиеся закону крепостного права. Они создают свой свод правил «Заветы Игната», названный так в честь атамана Игнатия Некрасова, отражающие нормы и правила жизни в казачьей общине.
(Учитель приводит правильный пример для ответа: «Жена кланяется мужу, дети – родителям, ученики - учителю, миряне – попу» - «Заветы Игната»).
Задание: №1. Определить кому принадлежат нормы поведения, правила, обычаи:
Капитан каждой из команд зачитывает по очереди и определяет из предложенных норм правил те, которые принадлежат:
                    а) адыгскому народу; б) казакам-некрасовцам:
а) «Адыгэ хабзэ»
б) «Заветы Игната»
1, 3
2, 4



Оценивание: 1 или 0 баллов
Выводы: Перечень норм и правил у казаков и адыгов направлены на поддержание в обществе порядка, морали и норм этикета. Многие из этих норм актуальны и по сей день. (Беседа).
Тур № 2 «Пословицы и поговорки» (устное народное творчество).
Карточка-помощник «Это важно знать» № 2.
Учитель: Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.
Задание: Перед вами адыгские и русские пословицы и поговорки. Они создавались и адыгами и казаками в одних житейских ситуациях, в них отражена мудрость и опыт народа. Подберите, какая казачья пословица соответствует содержанию адыгской пословицы?
По истечению минуты, игроки называют соответствие. Ответы команды не должны повторяться.
Пословицы и поговорки
Найди соответствие и стрелочками соедини  пословицы
Пословицы адыгов
Пословицы казаков
«Увидев плоды, можно сказать,            
с какого дерева они сорваны».
«Нет большего позора,
чем не выполнить уговора».
«У кого нет твердого слова,
тот не имеет правды».
«Человек трудом своим  славится».
«Человека работа воспитывает,
а лень его портит».
«Дружба в деле помощница».
«Дружная работа труд умножает и жизнь продлевает».
«Яблоко от яблони не далеко падает».
Оценивание: 1 или 0 баллов
Выводы: В русских и адыгских пословицах и поговорках отражены такие замечательные качества народа как трудолюбие, дружба, честь.
Учитель: В русских сказках и былинах с особым почтением народ относится к пожилым людям и старикам. Думаю, для вас не составит труда вспомнить о богатыре Илье Муромце, которого поставил на ноги древний старец. А я вас познакомлю с адыгской легендой «Золотой кувшин».
Выводы: В сказках и былинах с особым почтением народ относится к пожилым людям и старикам. Нам важно почитать мудрость стариков, прислушиваться к их советам, уважать их опыт.
Тур № 3. «Жилище и одежда» (материальная культура).
3.1 «ЖИЛИЩЕ».
Карточка-помощник «Это важно знать» № 3.
Адыги и казаки для строительства жилища использовали природный материал: глину, солому, камыш, дерево, а также навоз. Первоначально у адыгов были небольшие сакли. Позже в XIX веке адыги позаимствовали у казаков способ возведения домов на фундаменте и стали называть свои дома «русский дом». Отличительная особенность адыгского дома наличие внешних вертикальных балок. Дом обычно имел два входа: справа - для мужчин, слева – для женщин.Черноморские казаки строили свои хаты (курени) по типу тех жилищ, в которых они жили в Запорожской Сечи. Объединяющими признаками для этих жилищ являются: четырехскатная крыша, крытая камышом или соломой; стены, возводились из самана (смесь глины, соломы, навоза), внутри и снаружи были побелены мелом или известью.
Задание: Из предложенных вам фрагментов необходимо составить макеты двух типов жилищ, принадлежащих: а) адыгам; б) казакам.
Выбрать из двух видов то изображение и описание, которое указано в вашем конверте. Прикрепить на цветной бумаге изображение, а с обратной стороны – описание.
Капитаны двух команд, которые первыми справятся с заданиями, отвечают на вопросы:
1. Почему адыги позаимствовали у казаков их тип жилища?
2. Что является объединяющими признаками для этих жилищ?
3. Подчеркнуть из предложенного вам перечня, те виды строительных материалов, которые использовали для постройки жилища адыги и казаки в XIX – начало XX вв.: 1. солома, 2. войлок, 3. дерево, 4. камыш, 5. навоз, 6.глина,7. цемент, 8. гравий, 9. известь, 10 мел, 11. мрамор, 12. металл.
Оценивание: 1 или 0.
За скорость выполнения задания № 3 дополнительно по 1 баллу.
Сделать выводы. (Смотри выше «ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ» № 3).
3.2 «ОДЕЖДА».
Ученик:
Черкес оружием обвешан;
Он им гордится, им утешен:
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
                          А.С. Пушкин
Ученик: Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности! А.С. Пушкин
Учитель: Какие качества казаков и черкесов воспевает поэт? (Беседа)
Карточка-помощник «Это важно знать» № 4.
Одежда адыга (черкеса) была выполнена из натуральной шерсти и кожи. Казачество, пришедшее к берегам Кубани в конце XVIII века, заимствовало у черкесов не только боевые навыки, тактику военных действий, но и переняли одежду и предметы вооружения. Более того, казаки старались усвоить обычаи и даже язык местных народов.
В 1824 – 1828 гг. казакам официально было разрешено выходить на службу с оружием и формой черкесского образца. Шашку проектировали по типу черкесской и отличалась она хорошо рассчитанным отвесом («сама идет», как говорили казаки).
Казаки позаимствовали у адыгов их одежду потому, что она была удобной, легкой, теплой и прочной. Холодное оружие черкесов пользовалось большой популярностью у казаков.
Задание: Определить какие элементы одежды и оружие заимствовали казаки у адыгов.
Сделать выводы. (Смотри выше «ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ» № 4).
«Блиц-турнир для капитанов». 
Учитель: На Кубани, как и в целом в России, каждый народ является носителем своего языка, культуры, традиций. Но все мы живём единой семьей. Все мы ветви одного дерева, у нас одни общие корни. Ребята, какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы питать корни нашего дерева, символизирующего единую многонациональную семью?
(Капитаны команд выбирают, из предложенных учителем, верные определения: дружба, уважение, взаимопонимание, единство, равенство, братство. Таблички со словами прикрепляются к корням дерева).
Подведение итогов блица и игры в целом. Поздравление победителей аплодисментами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель и учащиеся делают выводы: Для укрепления межнациональных отношений мы должны как можно больше знать о многообразии и уникальности культур кубанского народа и гордиться своей принадлежностью к лучшему краю в России.
Проектное задание в группах: создание иллюстрированной мини-энциклопедии «Выдающиеся личности Кубани и Адыгеи».
Список литературы:
1. Бардадым В. Радетели земли кубанской.- Краснодар, 1998.
2. История Кубани, XX век. Очерки.- Краснодар, 1998.
3. Казачий словарь-справочник. Т.1,2,3 /Репринтное издание. – М.,1992.
4. Каневчане: Альманах // Выпуски №/№ 1,2,3,4,5.
5. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год,- Краснодар, 1996.
6. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории ч.1 (досовет­ский период).- Краснодар, 1994.
7. Ратушняк В.И. История Кубани в датах, событиях, фактах, - Краснодар,2003.
8. Родная Кубань: страницы истории.- Краснодар 2003.
9. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начало XX ве­ка. - Краснодар, 2002.
10. Периодические издания СМИ края и района.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ