Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

четверг, 21 июля 2011 г.

КУБАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ

Свято-Покровский храм станицы Каневской
(к 100-летнему юбилею) 
 Ныне действующий Свято-Покровский храм  cт. Каневской, построенный в 1912 году, является символом духовного возрождения православия в Каневском районе.
 Храм является памятником архитектуры краевого значения.

Экскурсии в храм становятся всё более востребованы у гимназистов в связи с введением в ОУ Краснодарского края курса Основ православной культуры.
В календаре Русской православной церкви 21 июля, знаменательный день - праздник Казанской иконы Божией Матери. Он отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.  
Этим летом ребята из лагерной смены "Малышок" МБОУ "Гимназия" посетили храм в День празднования иконы Казанской Богородицы и прослушали беседу о празднике в библиотеке храма (на фото выше).  

Из истории Каневского храма 
убликацию подготовил краевед станицы Каневской Н.Ф. Лемиш/ 
  Казаков всегда отличали отвага в бою, усердие в труде и благочестие в быту. Благочестие - особая черта, основанная на христианской вере и человеколюбии. Это сегодня возвращение в лоно Церкви для многих дань моде. Вера прежняя была неотделима от бытия человека.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ?
  Для казачьей семьи одним из условий уважения станичников было посещение храма, празднование церковных праздников, соблюдение постов. В доме должны были быть иконы, по праздникам зажигаться лампады. Детей учили молитвам не только в школе, но и дома. При этом казаки чурались ханжества, показной набожности.
  Храмы в станицах строили их всем миром, с размахом, денег не жалели. Ведь с церковью у казака была связана вся жизнь. Здесь его крестили и провожали в последний путь, в храме получали Господне Благословение новобрачные. На церковной площади происходили все значительные события в жизни станичного общества. Отсюда провожали на войну, здесь же встречали возвратившихся с победой казаков. В церковной ограде хоронили Георгиевских кавалеров, священников и уважаемых станичников. Хотя строительство и содержание храмов стоило немалых денег, долгом чести станичников было иметь их не один, а два и даже три.
  Богатая станица Каневская в начале XX века могла иметь уже три церкви. Еще в 1828 году на самой старой площади станицы - Церковной, на средства казачьего офицера Билого был построен один из красивейших храмов Кубано-Черноморской области - двухпрестольный Свято-Троицкий храм (Сошествия Святого Духа на Апостолов). Затем было решено строить ещё два храма - на Южной площади (район Дворца спорта) и на Северной (территория парка имени 300-летия Казачьего войска - на территории "загребли", в центре вырубленной в 1933-34 гг. живописной рощи). Но осуществить задуманное полностью не успели. Более того, из имевшихся в станице храмов уцелел лишь выстроенный незадолго до революционных событий Свято-Покровский - один из немногих вообще уцелевших в крае; и долгие годы к нему приезжали жители других районов.  





   В Покровский храм привела меня бабушка - было мне лет пять-шесть. Потом я собирал материал по истории станичных церквей, расспрашивая пожилых людей. Первая информация о Покровском храме была получена мною от бабушки и мамы. Отцов отчим Спиридон Трофимович Шевченко до смерти (в 1948 году) был ктитором церкви. Что касаемо церковного архива, то он был полностью уничтожен в 1942 году при "эвакуации".
  Точная дата начала строительства храма неизвестна. Но в журнале "Школа и жизнь" (№ 10 за 1907 год) уже говорится, что Каневское станичное общество отказалось от строительства второго этажа 3-х классного училища для детей казаков (ныне здание районной гимназии по ул. Вокзальной) в пользу возведения новой церкви.
  Бабушка рассказывала - когда ей было 25 лет, для "новой" церкви заложили в землю на естественное гашение известь. Семья моего деда Никиты Ивановича занималась изготовлением кирпича-сырца. Но для церкви изготавливали обожжённый кирпич. Для строительства собрали 5 млн. штук яиц - бабушка видела, как готовили раствор для кладки из известкового теста и яичного белка, придающего кирпичной кладке особую прочность. Как показали последующие события, это было действительно так.
  Старики вспоминали о годах строительства храма: "Всё народ, всё народ - от мала до велика... Помогали деньгами, руками рабочими, строительными материалами (у кого что было), но в основном личным участием, бескорыстным, ради Христа… Спали по четыре часа в сутки, а то и меньше... Дорог, как сейчас, не было, после дождя грязи по колено, не пройти - не проехать…" Покровский храм стоит на высоком фундаменте в центре Южной площади. Место это выбрал схимник Киево-Печерской Лавры.
  Стоимость проекта составляла около 100 тыс. руб. Храм строился четыре года, на деньги, собранные казаками Каневского юрта, и средства станичного правления (от аренды земли, ярмарочных сборов и т.д.). Архитектором был Иван Христианович Морбель - более 50 храмов в Кубанской области возведено под его руководством (хотя принадлежат они к разным архитектурным стилям, характеризует их богатый орнамент, особая воздушность).
  Работали приглашенные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет долгое время помогал строителям и оставил воспоминания. Требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно - и, если случался брак, он устранялся немедленно. Вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное.
  Хотя от разных людей слышал я и такую притчу. Якобы подрядчик - обрусевший индиец-архитектор, был плутоват и при закладке сумел как-то уменьшить размеры храма. Потом побоялся, что лишний кирпич подтвердит обман, и "погнал" храм вверх. При обсуждении ситуации гласные станичного правления порешили - "Хай вин будэ высокый, зато издали видно".
  В плане храм в виде креста, состоящего из 4-х приделов, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом. Небольшие "луковки" башенок храмовых приделов носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница с открытыми боковыми проемами. Кресты были легкими, из дерева, с медной позолоченной обшивкой. Все окна с многозвенными переплетами - сделаны добротно, служат уже почти век. Колокола были отлиты уральскими мастерами: родной звон храма, по рассказам, был чудным, "малиновым".
  Покровский храм недаром считался одним из наиболее красивых на Кубани. Во внутренней его отделке участвовали итальянские мастера. Мраморная отделка стен, настенные и потолочные росписи на библейские темы, очень красивый алтарь придавали храму особое великолепие.
  В клировой ведомости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год сказано: "Построена в 1912 году. Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная, с чугунными столбами, на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы… Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах..."
  В храмовом дворе в церковной ограде постепенно образовалось небольшое кладбище, на котором покоится прах уважаемых каневчан - полный Георгиевский кавалер Григорий Левченко, Георгиевские кавалеры Павел Лоцман, Иван Романюта, Николай Денисенко и др. Время захоронений - 1918-19 гг. Некоторые могилы утрачены (например, Г. Левченко и П. Лоцмана), другие оказались безымянными. Но само то, что часть кладбища сохранилась до наших дней, пережив войны и голодомор, не может не вызывать удивление.
  Ныне церковная площадь почти вся застроена - в основном агрофирмой "Победа". Не сохранилось прежней церковной ограды, зато уцелело здание сторожки - как сказано в клировой ведомости, "построенной тщанием прихожан". В ней крестили детей и пекли просфоры.
  Дом моего родного деда Никиты Ивановича находился напротив церкви, а два его брата имели торговые лавки на Южной площади. Северо-восточная её часть когда-то была занята старым кладбищем, там же до 50-х годов 20-го века находился небольшой курган, известный как "Шевченкова могыла". Рядом находилась школа для детей казаков, построенная в 1906 году (снесена в 70-е годы). В 1925 году часть площади была отведена под строительство электростанции - теперь на её месте дворец спорта…
  Первая служба в новом храме состоялась в 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником его стал отец Иаков (Яков Михайлович Донецкий). Он окончил Ставропольскую духовную семинарию в 1902 году, в 1904 году был рукоположен в сан священника. В 1906 году стал священником Свято-Духосошественской церкви ст. Каневской, заведующим и законоучителем церковнопри­ход­ской школы. В 1908 году, после открытия 2-х классного училища (нынешняя гимназия по ул. Вокзальной) стал в нём законоучителем.
  В штате храма состоял также диакон-псалом­щик - отец Макарий (Макарий Иванович Дроботковский). В отличие от священ­ника, которому было при открытии церкви 34 года, отец Макарий был пожилым человеком, ему было 65 лет. Окончил в 1866 году Екатеринодарское духовное училище, с 1880 года служил в Духосошественской церкви ст. Каневской.
  Известно, что священник и диакон официального жалованья не имели - жили за счет доходов с церковной земли. Священнику шло от аренды причтового участка 413 руб., диакону - 215 руб. Кроме того, священник, как учитель двух школ, находившихся под попечительством церкви, получал ещё 100 руб.
  Службы проходили также в часовне, до 1933 года стоявшей на станичном кладбище.
  Церковным старостой был избран 44-летний вахмистр Михаил Венедиктович Джумайло. В 20-е и в начале 30-х годов в храме был ещё один священник - отец Михаил (Иерамко). По рассказам старожилов, он не чурался и мирской жизни - занимался хлебопашеством.
  Пока стоял Духосошественский храм, все общестаничные мероприятия по-прежнему происходили на площади перед ним (теперь парк 30-летия Победы) - к моменту коллективизации старый храм подошёл к своему 100 летнему юбилею. В новый храм ходили жители той части станицы, что и поныне зовется "Мыгрынкою" (а теперь ходят уже правнуки первых прихожан).
  По завершении строительства Покровской церкви станичное общество начало подготовку к строительству ещё одного храма - на Северной площади. Удивительно, но 4 млн. штук кирпича пролежали в целости с 14-го по 26-й год под открытым небом!..
  В советское время Покровский храм едва не постигла печальная участь большинства церквей края. Среди тех, кто ещё в годы раскулачивания и Голодомора подвергся репрессиям, было много верующих. В станице, как и по всей Кубани, умерло от страшного голода очень много людей. После голода на Южной площади решили разместить Куйбышевскую машинно-тракторную станцию, выбрав под контору дом репрессированного казака Михаила Черныша.
  Политотдел МТС сразу начал активное наступление на храм. Чтобы создать видимость законности, власти обложили церковь нереальными налогами. К 34-му году половина населения Каневской вымерла, прихожан стало совсем мало, приход обнищал - и налоги, естественно, оказались непомерными. Тогда-то храм и был изъят у церковной общины "в погашение долгов". В 1935 году из Ростова приехали "специалисты" по экспроприации церковной собственности. Всё конфискованное было сдано в Госхран, что-то успели разобрать по домам прихожане. Священники отец Иаков и отец Михаил с семьями были отправлены в ссылку (известно, что семья о. Якова жила потом в Волгоградской области).
  По настоянию райкома, было принято решение о разрушении храма. Несмотря на массовые возмущения верующих, была сколочена группа разрушителей из числа переселенцев. Вооруженные ломами и кувалдами, они взобрались на крышу храмовых приделов. Но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной. Не помогли и наскоро собранные сцепки из тракторов для растаскивания стен. Удалось только сбросить колокола, стащить луковки маленьких куполов да раскрыть часть крыши одного из приделов. Нашелся и доброволец, взявшийся сбить крест на главном куполе.
  Прибывшие взрывники предупредили, что взрыв должен быть очень большой силы и неизбежно вызовет разрушение ближайших жилых домов. Пришлось бы эвакуировать и МТС. Её директор Пётр Прохорович Скворцов предложил передать храм на баланс МТС под ремонтную мастерскую. Пришлось, правда, по настоянию райкома разобрать звонницу.
  Скворцов призывал бережно относиться к храму, говорил, что в нём когда-нибудь откроют музей. То, что удалось хотя бы частично сохранить уникальное внутреннее убранство храма - непосредственно заслуга Петра Прокофьевича.
  Одно время здание храма использовалось под зерносклад. Дымом выхлопных газов был испорчен итальянский мрамор внутренней отделки, серьёзно пострадали фрески, особенно на куполах. Была почти уничтожена великолепная кованая ограда.
  Осенью 1937 года Скворцова вызвали в райком партии и в ультимативной форме предложили разрушить купол главного барабана. Мелкие листы кровельного железа, снятые с купола, невозможно было бы использовать для плоской крыши - и райкомовцы предложили укрыть её… камышом!
  Скворцов отказался от очевидной глупости и был арестован органами НКВД. Но за него встал весь коллектив МТС, значившейся среди передовых, и после мытарств директор вернулся на работу.
  По окончании войны, когда Пётр Прокофьевич вновь возглавил МТС, храм уже действовал. Его вновь открыли при немцах - 14 октября 1942 года. Иконы собирали по домам; в 1943 году несколько больших икон было передано дедушкой Спиридоном в храм и из нашего дома - они находятся там и поныне.
  Вновь открытому храму требовался капитальный ремонт, поэтому сначала службы правили в здании нынешней церковной библиотеки.
  После немецкого отступления пришла директива - открытые храмы не закрывать, разрешить деятельность церковных общин, вернуть священников и часть церковного имущества (малоценную утварь, иконы). В каждой семье было своё горе: погиб отец, сын, брат - и нужно было заглушить эту общенародную скорбь. На весь наш район оставалось на тот момент лишь два храма…
  Служить во вновь открытом Свято-Покровском храме стал священник, вместе со своей матушкой работавший на МТФ. Правящий архиерей Кубанской епархии благословил его.
  После войны храм потихоньку ремонтировали на достаточно скромные средства. Много для восстановления его сделал протоиерей Георгий Сидоров. Но ещё в начале 60-х годов храм представлял собою безрадостное зрелище: разрушена часть крыши одного из приделов, разбит пол, основательно испорчен итальянский мрамор, отсутствовало отопление, нормальное водоснабжение, освещение, испорчены росписи. Церковная община вынуждена была существовать в атмосфере недоброжелательства и антирелигиозной пропаганды, дело доходило до хулиганских действий молодых людей во время престольных праздников…
  В этом году Покровскому храму исполняется 95 лет. Приумножает славу храма нынешний настоятель отец Сергий Брижан. Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как прежде, кованый забор, на куполе установлен новый крест. Благоустроена территория внутри церковной ограды. При храме работает церковная школа для детей и взрослых. Действует детская православная театральная студия, в школах проводятся уроки религиозного воспитания школьников. А хор Свято-Покровского храма считается одним из лучших в крае. В престольные праздники церковная ограда уже не вмещает прихожан. Пришлось на базе вагончика сделать передвижную часовню, которая доезжает теперь до самых отдалённых хуторов района!
  Церковь занимает всё более значимое место в жизни каневчан. Вот уже и власть начинает поворачиваться лицом к храму, уже находятся жертвователи из числа местных предпринимателей. Большую лепту в налаживание духовно-просветительской работы с детьми, ремонт храма, организацию фольклорных праздников, на которые уже несколько лет съезжаются казачьи коллективы со всей России, внёс также известный кубанец О.В. Дерипаска.
  Наши предки давно ушли из жизни, а построенный ими храм продолжает напоминать о былой вере кубанских казаков, помогает приобщиться к вечному новым поколениям каневчан. А для неверующих… Что ж, пусть храм остаётся для них памятником архитектуры. В любом случае - станичникам есть, чем гордиться и любоваться!..

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ