Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

среда, 30 ноября 2016 г.

Проектная деятельность на уроках кубановедения в режиме "on-line"

5 кл.  Урок № 13.  Тема: «Работа с текстом «Тайна литейщика». 
Предметные задачи:
-формирование у учащихся знаний о занятиях и религиозных верованиях племён Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы.
- развитие творческих способностей учащихся; продолжение работы над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте.
- формирование нравственного гражданско-патриотического и культурного самоопределения через повышение интереса к древней истории родного края.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Образовательные ресурсы:-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2015; -ЭОР (презентация к уроку «Тайна литейщика»); -атлас «История Кубани», 2013; -мультимедийное оборудование.
Обязательный минимум содержания: отработка навыка воспроизведения исторических событий эпохи поздней бронзы на основе текста художественного стиля.
Характеристика основных видов деятельности ученика, универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы: сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Объяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной культуры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, особенности быта, обряды захоронения, время существования.
Рабочий лист урока. (Дидактические материалы).
I.Опрос по теме "Северокавказская и катакомбная археологические культуры".
Задание № 1. Решить тест. Оценить утверждения, поставить  в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «-»:
1. Северокавказские племена появились на Кубани во II тысячелетии до нашей эры.
                              ВЕРНО                               НЕВЕРНО
 

2. Впервые памятники катакомбной культуры открыл В. И. Марковин.
                              ВЕРНО                                 НЕВЕРНО
 

3. Большая часть срубных погребений расположена по берегам степных рек:  Понура, Кирпили, Бейсуг.
                               ВЕРНО                                      НЕВЕРНО            
 

Задание № 2. Работа с картой (атлас История Кубани, карта № 2).
Рассмотреть внимательно карту, определить основные очаги металлургии и металлообработки в позднем бронзовом веке
II. Изучение нового материала. Работа с текстом «Тайна литейщика»  (учебник стр. 43-45).
2.1 Составление словаря и активных гиперссылок в on-line  режиме (применение метода "Блог-урока"). Приводится пример работы по составлению словаря терминов, далее озвучиваются термины, с которыми надо продолжить домашнюю работу, используя алгоритм действий.
Наковальня кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов; плоская плита, применяемая при ручной ковке (в тексте учебника - для измельчения руды);
Пест продолговатый или грибовидный инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе. Изготавливается из дерева, камня или металла;
Тигель горшок (ёмкость) для нагрева и плавления различных материалов.
Мышьяк*- полуметалл, встречающийся в природе с примесью мышьяковых минералов.
Домница - древнерусское название печи для «варки» металлической руды; слово «домна» образовано от старославянского «дмение» - дутьё воздуха мехами для поддержки процесса горения угля в печи.
Штольня - горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность. Штольни служат: 1) для разведки месторождения; 2) для отведения воды из рудника; 3) для проветривания его; 4) для доставки добытых ископаемых на поверхность и необходимых для производства материалов в рудниках.
                   
                 Рис.1. Глиняный тигель.                                                                       Рис. 2.  Металлический тигель. 
                             Эпоха поздней бронзы.                                                                         Наше время.
                                                                       

Рис. 3.
На рис 3:
1. Каменный пест для измельчения металлической руды. 
2.Каменная форма для литья лезвия топора. 
3.Фрагменты (обломки) металлических изделий. 
4.Фрагменты тигля для плавки металла.
Рис. 4. Глиняные сосуды для руды, 
помещаемые в домницу.            

Рис. 5. Эскиз «Домница эпохи поздней бронзы».
2.2.Чтение и анализ текста «Тайны Литейщика», стр. 43-45.
Рис. 6. Эскиз мастерской древнего литейщика. 


Задание № 3. Перечислить  в тетради главные занятия семьи Литейщика, о которых идет речь  в рассказе: ________________
Задание № 4. Ответить на вопрос «Почему соплеменники почитали и опасались Литейщика?», выбрав правильный ответ (ответы):
1. Отец и сын помолились подземным богам, совершили жертвоприношение – на раскалённые угли бросили лепёшки,  куски мяса барана.
2. Считалось, что он общается с духами, богом огня и хранителем земных недр.
3. Казалось, происходит что – то таинственное, колдовское.
4. Секреты ремесла мастер передавал только своему сыну.
5. Когда в мастерской плавился металл, никто не отваживался приближаться к ней.
Ответы № ______________.
2.3 Выполнение творческих заданий.
Задание № 5. Изобразить эскиз «Домница эпохи  поздней бронзы», подписать элементы эскиза: тигель, меха, воздуховод, горящий каменный уголь, шлаки, кипящий металл.
Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ «Тайны Литейщика» стр. 43 -45.
2. Ответить на вопрос № 1 к главе II на стр. 124.
3. Выполнить творческое задание: раскрасить эскиз «Домница эпохи поздней бронзы». 
*Сделать подборку Интернет-ссылок к терминам словаря.
ИНФОРМАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Бронзовые предметы срубной культурно-исторической общности.
Кельт и вислообушные топоры
Мышьяковые минералы 
- 
аурипигмент и реальгар
Ножи с ромбическим перекрестием
    














Ученикам-всезнайкам: Присутствие в меди 0,5–8% мышьяка улучшает ее ковкость в холодном состоянии, дает возможность получить более плотные отливки в рельефных литейных формах.К тому же изделия из мышьяковистой меди по твердости мало уступают оловянистой бронзе. Первоначально мышьяковые минералы - золотистый аурипигмент и ярко-красный реальгар - могли привлечь внимание человека как магические средства, в частности, и потому, что красные минералы с древнейших времен наделялись волшебными свойствами.
Рекомендую познакомиться с материалами сайтов:
1. Скляров Андрей «Металлы – дар небесных богов» http://www.lah.ru/text/sklyarov/metal-web/text.htm;
2. МИНЕРАЛЫ\ИЗБРАННЫЕ НАХОДКИ. СЕВ. КАВКАЗ, РОССИЯ           http://geo.web.ru/druza/33_6_KvN.htm;
3. Северный Кавказ, Белореченские штольни. http://xn--h1aagkyq.xn--p1ai/puteshestvija/v-vide-spiska/131-severnyj-kavkaz-belorechenskie-shtolni.html

2 комментария:

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ