Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

воскресенье, 22 июля 2012 г.

Национальному театру республики Адыгея - 75 лет

Судьбы русского и кавказских народов на протяжении совместной истории настолько переплелись, что получили глубокое отражение в культуре.
На сцене Национального театра республика Адыгея.
 Эта тема очень прекрасно освещена в монографии   кандидата педагогических наук, доцента  кафедры культуры и филологии  Северо-Кавказской академии государственной службы (г.Ростов-на-Дону)   В.Е. Зарайченко    "РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ" . Автор отмечает, что присоединение северокавказских народов к России в XVIII веке привело к громадным переменам, как в социально-политической сфере, так и в хозяйстве, в общественном и семейном быту горцев. Усилившееся общение с русским народом оказало большое влияние на весь уклад жизни северокавказских народов. Следуя принципу исторической достоверности, нельзя не отметить, что деятельность царизма на Кавказе сводилась прежде всего к расширению «кавказской линии», созданию новых крепостей, увеличению количества гарнизонов. Однако, как писал еще А.И. Герцен, необходимо отличать реакционную политику царизма от того объективно выдающегося прогрессивного влияния, которое оказывала Россия на развитие экономики и культуры нерусских народов. Действия царизма не могли остановить процесс благотворного влияния русского народа на горцев, процесс их экономического и культурного сближения.
На сцене Национального театра республика Адыгея.
Присоединение северокавказских народов к России привело к громадным переменам как в социально-политической сфере, так и в хозяйстве, в общественном и семейном быту горцев. Усилившееся общение с русским народом оказало большое влияние на весь уклад жизни северокавказских народов.
Исторические события, произошедшие в России в ХХ веке, оказали ещё более серьезное влияние на судьбы кавказских народов. Распространению русского языка среди населения кавказских республик способствовало постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 13 марта 1938 года «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Школы были укомплектованы опытными преподавателями русского языка и снабжены учебниками по русскому языку.  Это дало возможность юношам и девушкам из кавказских республик обучаться не только в своих техникумах и вузах, но и в специальных средних и высших учебных заведениях всей России, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону. Постепенно культура народов Северного Кавказа становилась неотъемлемой частью российской культуры, развиваясь под воздействием разнообразных факторов, в единстве и многообразии, тесно переплетаясь и дополняя друг друга. Появлением и развитием театрального искусства народы Северного Кавказа обязаны, также русской культуре, поясняет доцент В.Е. Зарайченко. 1937 году по решению Адыгейского обкома партии из выпускников Краснодарского театрального училища был создан Адыгейский колхозно-совхозный театр. Возглавил новый театр И. Цей, которому довелось сыграть важную роль не только в становлении Адыгейского театра, но и в зарождении национальной драматургии.  Творческий путь театра начался с премьерного показа зрителям пьесы Мольера «Скупой» и пьесы «Кочас», автором которой выступил И. Цей.

На сцене Национального театра республика Адыгея.
 Великая Отечественная война прервала работу театра, и только в 1958 была воссоздана адыгейская труппа. В 1941,1962,1986 состоялись выпуски адыгейской студии ГИТИСа, в 1976 - ЛГИТМиКа. В театре работали режиссеры А.Артуновский, М.Ахеджаков, М.Лотков, М.Шовгенов, А.Курашинов, Н.Тхакумашев, К.Хачеготу, артисты У.Цей, Н.Схакумидова, С.Тлебзу, А.Хачак, С.Татлок, Н.Жанэ, М.Хурум, М.Айтеков, Р.Пара-нук, С.Тхаркахо, художники Г.Золотарев, Д.Цаур, Р.Атласкиров, А.Берсиров, Р.Сиюхов. Гастролировал в городах Северного Кавказа, Татарстане, Абхазии, Керчи, в середине 90-х годов - в Москве со спектаклем "В горах мое сердце" У.Сарояна. В 1979 удостоен диплома 1-ой степени на смотре драматургии народов СССР. В 1986 году коллектив театра был удостоен высокой правительственной награды той эпохи – ордена Знак почета. В 2000 - диплома фестиваля-конкурса "Сцена без границ" во Владикавказе. Участник Международного фестиваля "Этнос" в Турции. В 2001 в Майкопе открыт филиал РАТИ (ГИТИСа). А в 2007 году театр стал работать в статусе Национального театра Республики Адыгея. Подробно здесь >>>
В заключение приведу слова одного из представителей передовой осетинской интеллигенции конца ХIХ – начала ХХ века Х.Уруймагова, который констатировал, что единственным путем для развития культуры кавказских народов было сближение с передовой культурой русского народа. 

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ